Социальная сеть, общественная сеть – социальная структура, образованная индивидами или организациями. Она отражает различные связи между ними через различные социальные взаимоотношения, начиная со случайных знакомств и заканчивая тесными родственными связями. Впервые термин был предложен в 1954 году Дж. А. Барнесом (в работе Class and Committees in Norwegian Island Parish, Human Relations).
Социальными сетями также называют интернет-приложения, которые помогают друзьям, бизнес-партнерам или другим лицам общаться и устанавливать связи между собой, используя набор инструментов.
Уже много лет популярнейшей социальной сетью мира и Украины является Facebook. По данным 2021 года, в сети было зарегистрировано более 2,7 миллиарда пользователей. Недавно компания Facebook Inc. изменила свое название на Meta, пытаясь расширить свою идентичность за пределы социальной платформы, давшей ей старт в середине 2000-х. Об этом основатель и исполнительный директор компании Марк Цукерберг объявил 28 октября на Facebook Connect – ежегодной конференции компании по виртуальной и дополненной реальности.
На втором месте мира и в Украине уже несколько лет неизменно остается YouTube. Далее по степени использования в Украине занимают мессенджеры WhatsApp, Facebook Messenger, Instagram, TikTok и Twitter. Все мессенджеры или веб-сайты позволяют пользователям создавать публичные или полупубличные анкеты (аккаунты), составлять реестры пользователей, с которыми они имеют связь, и просматривать собственный реестр персональных контактов и списки других пользователей, то есть виртуально общаться. Аккауты пользователей представлены в виде личных страниц, то есть определенных открытых персональных данных, где размещается личная информация в виде видео, аудио и другого материала, с помощью которых ведется переписка с другими лицами, а управление страницей возможно только после процедуры авторизации путем ввода соответствующих данных: логина и пароля.
В украинском законодательстве отсутствуют понятия «социальная сеть», «аккаунт», «мессенджер». Однако аккаунт социальной сети можно идентифицировать как веб-страницу, определение которой содержится в Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах», где веб-страница — это составляющая веб-сайта, содержащая данные, электронную (цифровую) информацию, другие авторского и/или смежных прав и т.п.
Часто размещенный в аккаунте контент содержит информацию или определенные данные об объектах прав интеллектуальной собственности, к которым согласно законодательству относятся: литературные и художественные произведения; компьютерные программы; компиляции данных (базы данных); исполнение; фонограммы, видеограммы, передачи (программы) вещательных организаций; научные открытия; изобретения, полезные модели; промышленные образцы; компоновка (топография) интегральных микросхем; рационализаторские предложения; сорта растений, породы животных; коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг), географические указания; коммерческие секреты.
Объектами права интеллектуальной собственности результаты интеллектуальной, творческой деятельности, которые отвечают требованиям закона. Указанные результаты могут быть воплощены в объекты приведенного списка. Этот список не замкнут, он может пополняться новыми результатами творческой деятельности. Не все объекты приведенного списка являются результатами интеллектуальной, творческой деятельности. Он включает в себя ряд объектов, приравненных к указанным результатам.
Неофициально весь перечень объектов права интеллектуальной собственности можно разделить на четыре группы.
Первую группу (авторское право и смежные права) составляют литературные и художественные произведения, компьютерные программы, компиляции данных (базы данных), исполнения, фонограммы, видеограммы, передачи программы, вещательных организаций.
Вторую группу составляют объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компоновка (топография) интегральных микросхем, рационализаторские предложения.
Третью группу составляют коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг), географические указания. В точном смысле эти объекты не результаты творческой деятельности, но в правовом режиме они также приравниваются к объектам промышленной собственности. В специальной литературе принято называть право средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг.
К четвертной группе относятся сорта растений и породы животных, которые приравнены к объектам промышленной собственности по своему правовому режиму. Они, безусловно, являются творческими результатами
Защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского права и (или) смежных прав осуществляется в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством. За защитой своего авторского права и (или) смежных прав субъекты авторского права и смежных прав вправе обращаться в установленном порядке в суд и другие органы в соответствии с их компетенцией. При таких обстоятельствах субъекты авторского права и (или) смежных прав вправе: требовать признания и возобновления своих прав, в том числе запрещать действия; обращаться в суд с иском о возобновлении нарушенных прав и (или) прекращении действий; требовать, в том числе в судебном порядке, публикации в средствах массовой информации данных о допущенных нарушениях авторского права и (или) смежных прав и судебных решениях по этим нарушениям; подавать иски в суд о возмещении морального (неимущественного) ущерба; подавать иски в суд о возмещении ущерба (материального вреда), включая упущенную выгоду, или взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения им авторского права и (или) смежных прав, или выплату компенсаций; требовать прекращения подготовительных действий к нарушению авторского права и/или смежных прав и прочее.
Защита прав на изобретение (полезная модель) осуществляется в судебном и ином установленном законом порядке. Суды в соответствии с их компетенцией разрешают, в частности, споры о: авторстве изобретения (полезной модели); установление факта использования изобретения (полезной модели); установление владельца патента; нарушение прав владельца патента; заключение и исполнение лицензионных договоров; право предыдущего пользователя; компенсации.
Защита прав на изобретение (полезная модель) осуществляется в судебном и ином установленном законом порядке. Суды в соответствии с их компетенцией разрешают, в частности, споры о: авторстве изобретения (полезной модели); установление факта использования изобретения (полезной модели); установление владельца патента; нарушение прав владельца патента; заключение и исполнение лицензионных договоров; право предыдущего пользователя; компенсации.
Важный вопрос, кто несет ответственность за размещенный в аккаунте контент, которым могут подниматься авторские права/объекты прав интеллектуальной собственности или честь и достоинство другого лица, — владелец социальной сети или пользователь аккаунта. Согласно Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах», владелец веб-страницы — это лицо, являющееся владельцем учетной записи, используемое для размещения веб-страницы на веб-сайте, управляющее и/или размещающее электронную (цифровую) информацию в пределах такой веб-страницы. Владелец веб-сайта не является владельцем веб-страницы, если последний владеет аккаунтом, что позволяет ему самостоятельно, независимо от владельца веб-сайта размещать информацию на веб-странице и управлять ею. Таким образом, вероятным нарушителем всегда выступает владелец аккаунта, используемый для размещения веб-страницы на веб-сайте. Аккаунт в социальной сети может иметь большую ценность. Аккаунты в социальных сетях продаются, передаются и даже сдаются в аренду. Законодательно, четко, не регламентирована возможность оставления веб-страницы по наследству другому лицу и право совместной собственности на аккаунт. То есть для правильной установки нарушителя – владельца аккаунта, нужно заручаться помощью специалистов в ИТ отрасли и юристов. Кроме того, потенциальный нарушитель может владеть и пользоваться собственной страницей в социальной сети, однако право распоряжаться ею может быть ограничено внутренними условиями (правилами) социальной сети (мессенжера). Разработчики и владельцы социальных сетей оставляют за собой право удаления и контра страниц пользователей. Следовательно, права на распоряжение веб-страницей остаются за владельцем веб-сайта.
Следует помнить, что аккаунт содержит также совокупность персональных пользовательских данных, следовательно, его владельцы имеют полномочия по возможности получать копии своих данных, требовать их уничтожения, передавать их от одного контроллера к другому и тому подобное. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность владельца аккаунта признаются в Украине высшей социальной ценностью.
Отметим, что каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и право требовать изъятия какой-либо информации, а также право на возмещение материального и морального вреда, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением такой недостоверной информации. информации. В свою очередь ст. 34 Конституции Украины предусмотрено, что каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом – по своему выбору. Так, согласно статье 68 Конституции Украины каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. Таким образом, право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений отвечает обязанность не распространять о личности недостоверную информацию и порочащую ее достоинство, честь или деловую репутацию.
Применение одновременно разных институтов права интеллектуальной собственности не противоречит действующему законодательству Украины, усиливает уровень защищенности и дает больше возможностей восстановления нарушенных прав и привлечения нарушителя к ответственности. А использование при участии соответствующих специалистов в области права или патентных поверенных всех возможных способов даст более реальный результат в конфликтных отношениях, возникающих при пользовании соответствующими социальными сетями.
На печать