В Париже 7 января 2015 года двое террористов напали на редакцию журнала Charlie Hebdo. Были убиты 12 человек, включая главного редактора журнала и известных карикатуристов, создававших провокационные материалы на тему Ислама. Во Франции и других странах прошли акции траура и солидарности с погибшими, и именно тогда родился лозунг, растиражированный на многих плакатах Je suis Charlie - "Шарли - это я".
Фото: The Associated Press
Автор лозунга графический дизайнер Йоахим Ронсан решил запатентовать эту фразу, чтобы защитить ее от коммерческого использования другими лицами, т.к. в текущем январе во французский институт промышленной собственности было подано уже более 100 заявок на регистрацию торговой марки Je suis Charlie, некоторые компании-заявители собирались использовать бренд для продажи оружия.
В других странах также появились желающие получить эксклюзивные права на слоган. В ведомство по патентам и товарным знакам США были поданы две заявки на регистрацию торговой марки с фразой "Je Suis Charlie". Авторы первой заявки - калифорнийский траст, заявили об использовании торговой марки в благотворительных целях. Вторая заявка была подана Латиноамериканской торговой группой из Флориды на регистрации в классе товаров "одежда, футбольные сумки, багаж и обеденные принадлежности".
Адвокат по торговым маркам и бывший эксперт ведомства по патентам и товарным знакам США Роберт Ледесма еще 10 января предупредил, что это бесперспективная затея, т.к. с большой вероятностью все заявки будут отклонены, а стоимость подачи заявки - 275 долларов США не будет возвращена.
Тем не менее желающих попытать счастья в патентной лотерее нашли не только в США, но и в Австралии. Мельбурнский семейный траст 12 января подал заявки на регистрацию торговых марок Charlie Hebdo - для использования ее в производстве одежды, обуви и головных уборов и je suis Charlie для издательского и печатного дела.
Бельгийский бизнесмен Яник Уйттерхаэген тоже заявило желании запатентовать свои права на слоган Je Suis Charlie с целью сбора средств для семей убитых карикатуристов. Он подал заявку на регистрацию торговой марки в Ведомство по торговым Бенилюкса.
Некоторые адвокаты, работающие в сфере интеллектуальной собственности, считают, что все подобные заявки будут отклонены, т.к. "противоречат нормам общественной морали", статья 3(1)(f) Trademarks Directive 2008/95/EC. Другие эксперты не видят ничего оскорбительного в подаче таких заявок и считают, что заявителям вполне может повезти получить исключительные права в порядке приоритета.
Редакция Charlie Hebdo может опротестовать поданные заявки, т.к. они нарушают ее авторские права. У третьих лиц есть 2 месяца на подачу возражений по поданным заявкам.
Смотрите также материалы по этой теме:
- Права на торговую марку автомата Калашникова останутся у родственников изобретателя
- В Украине теперь запрещено называть клейкую ленту скотчем
- Торговая марка TopGear станет предметом судебного спора в России
- Украинский мыловар против автоконцерна Porsche в России
На печать