Из ежегодного обращения Барака Обамы
к американским избирателям (2015 г.)
24 января 2023 года в отделе научно-информационного обеспечения инновационных процессов Харьковской государственной научной библиотеке имени В.Г. Короленко (далее – ХГНБ им. В.Г. Короленко) состоялся мастер-класс в режиме видеоконференции на тему технического творчества. Он был проведен для студентов факультета техногенно-экологической безопасности Национального университета гражданской обороны Украины, которые приняли участие в этом онлайн-мероприятии в количестве 42 человек.
Мастер-класс открыла заведующая отделом научно-информационного обеспечения инновационных процессов Прохорова В.Г., которая выступила с презентацией виртуальной выставки «Как стать изобретателем», а также с информацией о фондах библиотеки и новых поступлениях патентной и научно-технической литературы.
В своем докладе она остановилась на вкладе харьковских изобретателей, многолетних читателей библиотеки, в развитие изобретательства в стране, таких, как Владимир Павлович Лавриненко – идеолог и вдохновитель конкурса «Молодые новаторы Харьковщины», Петр Михайлович Мороз – энтузиаст внедрения и популяризации ТРИЗ в вузах Харькова, Владимир Викторович Лукьянченко – ведущий специалист в области инноваций и многих других. Также Вера Григорьевна поблагодарила всех сотрудников отдела научно-информационного обеспечения инновационных процессов и других работников ХГНБ им. В.Г. Короленко за самоотверженный труд в это тяжелое время испытаний, в которое мы живем и работаем.
Далее перед участниками видеоконференции выступил патентный поверенный Стогний Е.С. (ООО «Компания «Инвента»), который рассказал о выдающихся изобретателях, среди которых есть такие известные имена, как Томас Эдисон (США) - изобретатель лампы накаливания – всем известной электрической лампочки, Александр Белл (Англия) – изобретатель телефона, Никола Тесла (Сербия), внедривший систему передачи переменного электрического тока на дальние расстояния, и мечтающий о беспроводной передаче электроэнергии, Гульельмо Маркони (Италия) – изобретатель радио, Сюдзи Накамура (Япония) – разработчик технологии производства светодиодов.
Эти имена навсегда вошли в историю человечества. Созданные ими изобретения не знали территориальных границ и ускоряли технический прогресс во всем мире. Благодаря этим изобретателям и их изобретениям мы пользуемся современными благами цивилизации, такими достижениями IT-технологий, как робототехника, современные средства электронной навигации и мобильной связи, и, безусловно, сеть Интернет.
Гениальным достижением современности является создание сети Интернет, которое по своему значению можно сравнить с появлением электричества. Достижение IT-технологий – это не только создание сети Интернет, но и разработки в области искусственного интеллекта, которые пока трудно осмыслить и оценить в полной мере.
История создания сети Интернет уже насчитывает более 60 лет.
В 1959 году по инициативе Пентагона было создано Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США – АRPA (Advanced Research Projects Agency). На эту организацию была возложена задача исследования и разработки передовых идей и технологий, одной из которых было создание оборонной системы управления, неуязвимой для ядерного удара противника. В результате была разработана и построена практически неуязвимая электронная система коммуникации, изначально названная - АRPANET, связывающая множество компьютеров, с неограниченным количеством узлов связи, для которой выход из строя и даже полное уничтожение 50% входящих в нее компьютеров или узлов системы не приводит к нарушению ее работы. Таким образом, сугубо военная разработка привела к революционным преобразованиям в жизни общества и каждого человека.
Хорошо известно, что только наличие у страны мощного оборонного потенциала дает возможность остановить агрессора и защитить от нападения на нее. Особенно это актуально для Украины в настоящее время. Для того, чтобы получить такой потенциал, необходимо стимулировать науку и технической творчество на всех уровнях от начальной школы до университета, создавать собственные разработки и изобретения, а также развивать инновационную систему их внедрения.
В практической части мастер-класса ведущий рассказал о возможности проявить свои изобретательские способности при решении различных технических задач.
Существует ряд методов решения изобретательских задач, помогающих решить конкретную поставленную перед изобретателем техническую задачу.
Известным разработчиком теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) был Генрих Саулович Альтшулер (1926-1998), который в 1946 году сформулировал общие принципы собственной теории, позволяющие найти решение существующей задачи. Ее суть состоит в том, чтобы при решении изобретательской задачи сначала формулируют идеальный конечный результат. Затем определяют какие ресурсы имеет техническая система, выясняют противоречия и пути их устранения. Таким образом, изобретатель может найти наилучшее техническое решение.
Одним из таких приемов есть поиск закономерности при осуществлении любого процесса. В частности, был приведен пример, касающийся процесса размещения новых книг в книгохранилище библиотеки. Оказывается, установив определенную закономерность размещения книг в книгохранилище (хронологически форматный маркировка книг), можно найти нужную книгу без лишних усилий.
Другим приемом творческого подхода к решению технической задачи является ее анализ с помощью набора вопросов, помогающих выявить новые свойства у знакомого предмета, например скрепки или зажима для бумаг. Как перечень вопросов могут быть следующие: что можно заменить в скрепке? Как ее можно изменить? что к ней добавить? что можно убрать из скрепки? что можно изменить в ней обратное? Поиск ответов на поставленные вопросы помог найти решение, в результате которого появились пластиковые разноцветные скрепки и зажимы для бумаг, которые не только скрепляют листы бумаги, но и служат для их различения с помощью определенного цвета, например красного, синего, желтого, зеленого. тому подобное.
Также в качестве известного приема при поиске изобретательского решения есть попытка изменения фазового состояния вещества. Например, чтобы перейти через реку, не замочив ног, нужно, чтобы вода замерзла и образовался лед.
В заключение ведущие пожелали всем участникам мастер-класса, студентам факультета техногенно-экологической безопасности, настойчивости и успехов в создании новых эффективных средств защиты, столь необходимых в настоящее время.
Смотрите также материалы по этой теме:
На печать