20.10.2021г. состоялся онлайн-тренинг, организованный и проведенный отделом информационного обеспечения инновационных процессов Харьковской государственной научной библиотеке им. В.Г. Короленко, по теме «ТРИ ЗАДАЧИ ПАТЕНТНОГО ПОИСКА» для студентов Национального университета гражданской защиты Украины, который среди харьковских вузов вышел в первом полугодии 2021 года на 1-е место по количеству поданных заявок на изобретения и полезные модели и занял по этому показателю 5-е место среди вузов Украины.
Ведущий тренинга, патентный поверенный Стогний Е.С. (ООО Компания «Инвента»), рассказал студентам о целях и задачах патентного поиска и ответил на вопросы, связанные с выполнением поисковых работ.
С чем приходится регулярно сталкиваться в практике выполнения патентного поиска?
Изобретатели часто утверждают, что самостоятельно провели поиск и ничего не нашли, поэтому их изобретения безусловно является новыми и оригинальными. Справедливо ли такое утверждение?
Вынуждены их огорчить, поскольку, как показывает практика выполнения патентных поисков, все эпохальные изобретения уже давно сделаны и описаны в различных публикациях, в том числе в патентах разных стран мира.
Результаты грамотно проведенного поиска, подтверждают, что утверждение - "Ничто не ново под луною" - больше всего соответствует трезвой оценке технических предложений большинства изобретателей. Всегда находится несколько патентов, а то и несколько десятков патентов, похожих на предложение изобретателя настолько, что трудно найти отличия предложенного решения от уже опубликованных, а то и внедренных в жизнь. Это происходит потому, что изобретатели, как правило, не владеют методами проведения патентного поиска и не могут найти нужную информацию.
Как провести патентный поиск?
Прежде всего нужно ответить на вопрос - зачем он вообще проводится?.
Существуют, как минимум, три задачи, для решения которых выполняется патентный поиск. От конкретной задачи патентного поиска зависит выбор стран поиска и его глубина.
Патентный поиск проводится для:
- определения уровня техники;
- выявления аналогов патентуемого технического решения (изобретения или полезной модели);
- определения патентной чистоты выпускаемого изделия, товара, новой технологии или продукта (пищевой добавки, лекарства, вакцины и т.п.).
Проведение патентного поиска позволяет:
- познакомиться с патентами других изобретателей, которые пытались, с различной степенью успеха, решить аналогичную задачу;
- определить уровень развития техники, что обычно необходимо при выпуске новой продукции;
- сократить расходование средств на патентование бесперспективных изобретений и избежать потерю времени на разработку, которая предполагается новой, но в действительности является давно известной;
- правильно составить заявку на изобретение или полезную модель;
- снизить вероятность возникновения в последующем судебных патентных споров и позволяет указать на необходимость покупки патента или приобретения лицензии.
В настоящее время, в связи с развитием сети Интернет, вся необходимая патентная информация может быть найдена с помощью патентных баз, открытых для всеобщего пользования. Однако для успешного использования этих баз необходимы навыки, связанные с определением рубрики Международной патентной классификации (МПК). Поэтому для квалифицированного патентного поиска необходимо определить нужную рубрику МПК. Определение нужной рубрики МПК - 90 % успеха в проведении патентного поиска.
Также внимание студентов было обращено на выбор глубины поиска патентной информации. Было пояснено, что перед началом поиска следует подумать, к какому периоду времени относится предмет поиска. Одно дело, если нужно найти информацию, касающуюся современных технологий, в частности роботов или искусственного интеллекта, и совсем другое - если нужно найти патенты, относящиеся к производству таких традиционных предметов как хозяйственное мыло, слесарные тиски или водопроводные краны. Также нужно критически подойти к выбору стран поиска. Следует знать, что патентные фонды США включают патентную информацию, начиная с 1790 года, а патентные фонды Украины - с 1991 года.
В заключение ведущий отметил, что проведение патентного поиска - это фундамент для создания и патентования изобретения.