18.01.2021г. в Харьковской государственной научной библиотеке им. В.Г. Короленко для школьников 10-го класса 10-й общеобразовательной школы г. Харькова был проведен онлайн мастер-класс по изобретательскому творчеству, приуроченный празднованию «Дня детских изобретений».
Начиная мастер-класс, патентный поверенный Стогний Е.С. (ООО "Компания "Инвента") сказал о том, что изобретения, как результаты интеллектуальной деятельности, обеспечили технический прогресс человечества, начиная с древности - от каменных орудий и способов добывания огня до современной робототехники и полетов в космос.
Такие всемирно известные изобретатели, как Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Никола Тесла, навсегда вошли в историю человечества.
Говоря о изобретениях, сделанных детьми, нельзя не вспомнить Леонардо да Винчи, который в молодом возрасте сделал наброски таких изобретений, как самолет, вертолет, парашют, танк и многое другое.
Бенджамин Франклин в 14 лет изобрел деревянные ласты для рук для ускорения плавания. Впоследствии он изобрел молниеотвод, бифокальные очки, кресло-качалку, высказал идею о создании электрического двигателя. Теперь портрет Бенджамина Франклина украшает купюру в 100 долл. США.
Честер Гринвуд, в возрасте 15-ти лет, в конце ХІХ века изобрел меховые наушники для защиты от мороза. В 1905 году 11-летний школьник Френк Ипперсон из Калифорнии получил патент на фруктовый лед, который представлял собой кусочек цветного льда на палочке.
Блез Паскаль в 18 лет запатентовал калькулятор собственной конструкции, а Ральф Самуэльсон в том же возрасте изобрел водные лыжи.
Луис Брайль в 17 лет придумал шрифт, который могли бы читать люди с нарушенным зрением. В результате у нас появился шрифт Брайля для незрячих людей.
Как известно, Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку, постоянно ее совершенствовал и получил более 2000 патентов на свое изобретение. При этом он ставил своей целью патентование всех, даже незначительных ее усовершенствований. Когда его спросили: - Не тяжело ли вам было делать столько неудачных попыток, чтобы создать одну единственную лампочку, он ответил: - Я сделал 1999 удачных опытов по созданию неудачной лампочки, в результате чего получил одну удачную. Именно ею мы пользуемся по сей день.
Далее ведущий остановился на некоторых известных методах изобретательского творчества, позволяющих успешно решать технические задачи. Одним из таких приемов является поиск закономерности осуществления какого-либо процесса. В частности, был приведен пример, касающийся процесса расстановки новых книг, поступающих в библиотеку. Оказывается, что книги в фонде библиотеки расставлены по хронологически-форматному принципу.
Другим примером использования творческого подхода к решению технической задачи является поиск аналогичных природных явлений для установления связи с характеристиками знакомого предмета, например, на вопрос: - "Почему стрелки часов движутся по часовой стрепке, а не в противоположном направлении?" школьники быстро нашли правильный ответ - "Потому что солнце движется в том же направлении, что хорошо видно по движению тени на солнечных часах".
Также были приведены примеры решения изобретательских задач другими способами. Например, в качестве решения задачи повышения объема продаж товаров в 1937 году была изобретена магазинная тележка, которая была внедрена в США владельцем супермаркета Сильваном Голдманом. Пока другие супермаркеты предлагали все более крупные мешки и пакеты, Голдман поставил перед собой реальную задачу: "Как увеличить число предметов, которые покупают люди в моем магазине?" И нашел правильные ответы на поставленный вопрос. Сейчас в Америке магазинных тележек больше, чем автомобилей.
Также слушателям были предложены технические задачи для дальнейших размышлений, в качестве домашнего задания.
В заключение ведущий мастер-класса пожелал участникам мероприятии творческих успехов и настойчивости в решении новых задач.