18.11.2020г. в Харьковской государственной научной библиотеке им. В.Г. Короленко для студентов Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" была проведен on-line тренинг, в режиме видеоконференции, по теме "Разработка торговой марки и создание бренда".
Торговая марка, товарный знак, логотип, бренд - эти термины употребляют для обозначения одних и тех же объектов, а именно, средств индивидуализации товара или услуги, которые по утверждению патентного поверенного Украины Евгения Стогния (ООО "Компания "ИНВЕНТА"), служат для того, чтобы отличить товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого производителя. Хотя термин "логотип" изначально употреблялся как специфический термин, используемый в полиграфии и обозначающий словесный товарный знак, выполненный оригинальным шрифтом. В то же время понятие бренда является более широким и охватывает круг объектов авторского права, торговые марки, маркетинговую и рекламную политику, включающую разработку фирменного стиля, приемы сервисного обслуживания и т.д., примером чему может служить бренд сети ресторанов быстрого обслуживания МсDonald's.
Бренды бывают мировыми, как AMAZON, MERSEDES или INTEL, так и национальными - Новая почта, Розетка, Оболонь, Морщинская или региональными - Роганская, Шатиловская. Региональные знаки, как правило, связаны с какой-то географической местностью.
Зарегистрированная торговая марка является основой бренда и может служить основанием для регистрации доменного имени второго уровня, например, inventa.ua.
Какие же известные украинские бренды являются лидерами на рынке Украины?
Опубликован Топ-100 самых дорогих украинских национальных брендов. Список составлен на основе данных, предоставленных правообладателями брендов. В рейтинг вошли производители напитков и продуктов питания, ретейлеры, банки, мобильные операторы.
Первое место в рейтинге занимает бренд “ Моршинська", стоимостью $533 млн. На второй позиции находится ТМ - Новая почта с капитализацией $285 млн, на третьей - Rozetka с капитализацией $244 млн, на четвертой Приватбанк - с $237 млн и на пятой - Sandora с капитализацией $231 млн. Указанные бренды широко известны потребителям Украины и пользуются заслуженным уважением. По оценке консалтинговой компании MPP Consulting суммарная стоимость 100 ведущих торговых марок Украины в 2018 году составила $5,9 млрд.
Лидерами среди мировых брендов являются такие всемирно известные торговые марки, как AMAZON, APPLE и GOOGLE, которые занимают высшие ступени в мировом рейтинге. Так, стоимость торговой марки AMAZON в 2018 году составила $150,8 млрд, что в 25 раз больше суммарной стоимости 100 ведущих торговых марок Украины, указанной выше.
Участники тренинга задали много вопросов в on-line режиме, которые касались разработки собственного товарного знака и возможности его использования без регистрации. Также были даны ответы на вопросы, которые касались возможности аннулирования торговой марки, принадлежащей конкуренту.
В практической части тренинга участникам было предложено разработать собственную торговую марку для последующей регистрации ее в патентном ведомстве Украины.