17 января 2019 года в отделе научно-информационного обеспечения инновационных процессов Харьковской государственной научной библиотеке имени В.Г. Короленко состоялся Мастер-класс по основам технического творчества, посвященный празднованию "Дня детских изобретений". В мероприятии принимали участие ученики 5-го класса общеобразовательной школы № 10 г. Харькова.
Патентный поверенный Украины Е.С. Стогний (ООО "Компания "Инвента") рассказал об истории изобретательства, в частности о строительстве египетских пирамид, и решении технических задач, которые возникли при их строительстве. Затем он остановился на наиболее загадочной технологии современности – искусственном интеллекте. Создание искусственного интеллекта - задача, которая обязательно будет решена в ближайшие 20-30 лет и вы, обратился выступающий к присутствующим, обязательно станете свидетелями тех изменений в обществе, которые произойдут в результате его появления. Какие это будут изменения - никто сейчас точно сказать не может, но то, что масса профессий станет не нужной и окажется невостребованной ясно уже сегодня.
Например, в результате полной автоматизации автомобильного транспорта отпадет необходимость в профессии водителя, что уже в настоящее время реализовано за рубежом, в частности, в США, где автомобили с автоматическим управлением (автопилотом) в 2018 году осуществили суммарный пробег более 2,6 млн км. Автоматика обеспечивает бОльшую скоростью и точность, чем человек, что ведет к увеличению скорости движения и безопасности использования современного транспорта. Поэтому профессия водителя уже скоро будет не нужна. Также не будут нужны специалисты в таких областях как металлообработка, строительство и сельское хозяйство. Все линейные операции смогут выполнять роботы. В области машиностроения и автомобилестроения на современных заводах США и Европы уже сейчас большинство технологических процессов автоматизировано и выполняется промышленными роботами - манипуляторами.
Возникает закономерный вопрос - где человек сможет приложить свои силы и интеллектуальные способности, чтобы составить конкуренцию роботам и искусственному интеллекту?
Несомненно это области, связанные с творчеством, как с художественным - литература, музыка, изобразительное искусство, театр так и с техническим - изобретательство, научные исследования, разработка ІТ-технологий, компьютерных игр и др.
Далее докладчик перешел к практической части тренинга, в которой остановился на некоторых известных методах изобретательского творчества, позволяющих решать самые разные задачи. Одним из таких методов является тщательный анализ условий поставленной задачи, который может привести к появлению неожиданного решения. Этот прием был проиллюстрирован на примере следующей задачи: «Построен дом, у него четыре стены, на каждой стене по одному окну, каждое окно выходит на юг. В одно из окон заглянул медведь. Какого цвета шкура у медведя?» Такая задача вызывала недоумение у школьников. Они активно утверждали, что такого дома не может быть. Однако, если предположить, что дом стоит на северном полюсе, то можно найти и правильное решение задачи, которое состоит в том, что медведь был белым.
Другим примером использования творческого подхода к решению технической задачи является ее анализ с помощью набора вопросов, которые помогают выявить новые свойства у знакомого предмета, например, скрепки для бумаг. В качестве такого списка вопросов могут быть следующие: что можно заменить в скрепке? как ее можно модифицировать? что к ней прибавить? что можно убрать из скрепки? что можно изменить в ней на противоположное? Поиск ответов на поставленные вопросы помог найти решение, в результате которого появились пластиковые разноцветные скрепки, которые не только скрепляют листы бумаги, но и служат для их маркировки с помощью определенного цвета, например, красного, синего, желтого, зеленого и т.д.
Далее ведущий предложил присутствующим решить другие задачи, ответы на которые они смогли самостоятельно найти. Школьники, в свою очередь, задали много вопросов ведущему, на которые оказалось не так просто найти ответ.
Мероприятие прошло с живым участием школьников, которые продемонстрировали не только заинтересованность и вовлеченность в процесс тренинга, но высокую сообразительность и находчивость при решении предложенных задач.