Торговая марка, товарный знак, знак для товаров и услуг, так начал свой доклад патентный поверенный Украины Евгений Стогний (ООО "Компания "ИНВЕНТА"), призваны отличать товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого производителя. Поэтому каждая торговая марка может служить основой для создания бренда товара или производителя.
Торговая марка, не обладающая сама по себе, т.е. без связи с определенным товаром или услугой, никакой потребительской ценностью, становится решающим фактором при выборе товара и составляет значительную часть стоимости последнего. Например, специализирующаяся на торговых марках консалтинговая компания Interbrand (США) ежегодно составляет список самых дорогих мировых брендов и соотносит их стоимость с рыночной капитализацией компаний- владельцев. В 2000 году торговой маркой № 1 была названа Coca-Cola, стоимость которой составила $72,5 млрд, что равнялось 51% стоимости одноименной компании. Посмотрим далее, как изменилась стоимость этого бренда в 2018 году.
Следует отметить, что основой бренда всегда является зарегистрированный в Патентном ведомстве Украины знак для товаров и услуг, который имеет соответствующий регистрационный номер, внесенный в Государственный реестр знаков для товаров и услуг, а также фирменный стиль, защищенный как объект авторского права. Рассмотрим, какие из известных украинских торговых марок в настоящее время являются лидерами на рынке Украины, а также какие торговые марки являются мировыми брендами.
Рейтинг 100 национальных торговых марок опубликован в журнале НВ "Новое время" № 44 от 22.11.2018, "Издательский дом "Медиа-ДК". По оценке консалтинговой компании MPP Consulting суммарная стоимость этой сотни марок равняется $5,9 млрд.
Первым номером среди брендов Украины является торговая марка Моршинська, стоимость которой составляет $533 млн. На второй позиции находится Новая почта с капитализацией $285 млн, на третьей - Rozetka с капитализацией $244 млн, на четвертой Приватбанк - с $237 млн и на пятой - Sandora с капитализацией $231 млн. Указанные бренды широко известны потребителям Украины и пользуются заслуженным уважением. Так, минеральная вода под торговой маркой Моршинська представлена в 93% торговых точек Украины. Сходный процент заполнения прилавков магазинов имеет и продукция компании Sandora.
Новая почта, также как и компания Rozetka, получили 2-е и 3-е место в указанном рейтинге благодаря бурному развитию и расширению электронной торговли в сети Интернет. Следует отметить, что компания Новая почта образовалась в 2001 году, имея стартовый капитал всего $7 тысяч. Сегодня годовая выручка этой компании оценивается в $10 млрд.
Услугами Приватбанка пользуется, в той или иной мере, более 50% жителей Украины.
Можно было бы и далее продолжать анализ национальных брендов, но обратимся к транснациональным (мировым) брендам.
В качестве лидеров среди мировых брендов выступают всемирно известные торговые марки AMAZON, APPLE и GOOGLE , которые занимают высшие ступени в мировом рейтинге.
Появление сети Интернет привело к тому, что возможности создания бизнеса "малой кровью" вышли на качественно новый уровень. "Всемирная паутина" с ее миллиардами страниц представляет безграничное поле возможностей для контакта с миллионами потребителей. Для основания AMAZON.COM Джеффу Безосу потребовалось $300 тыс. (деньги, которые накопили в пенсионном фонде его родители). Уже через 30 дней после открытия, без какой-либо рекламы или публикаций в прессе Аmazon.com продавал книги во всех 50 штатах США и 45 странах мира. Джефф Безос просто-напросто попросил 300 друзей и членов семьи рассказать о новом сайте всем своим знакомым. Теперь капитализация торговой марки AMAZON в сфере IT-технологий и электронной торговли составляет $150,8 млрд. И этот колоссальный рост активов компании и цены ее торговой марки достигнут за период с 1994 года по настоящее время.
Производитель персональных и планшетных компьютеров - корпорация APPLE является одним из пионеров в области персональных компьютеров и современных операционных систем. Является первой американской компанией, чья капитализация превысила 1,044 трлн долларов США. Это произошло во время торгов акциями компании 10 сентября 2018 года. В тот же день компания стала самой дорогой публичной компанией за всю историю, Стоимость ее торговой марки составляет $146,3 млрд.
Американская транснациональная корпорация GOOGLE инвестирует в интернет-поиск, облачные вычисления и рекламные технологии. Google поддерживает и разрабатывает ряд интернет-сервисов и продуктов и получает прибыль в первую очередь от рекламы. Google управляет более чем миллионом серверов в центрах обработки данных по всему миру и обрабатывает более одного миллиарда поисковых запросов каждый день. Стоимость ее торговой марки составляет $120,9 млрд.
Компания Coca-Cola, стоимость бренда которой составляла $72,5 млрд, в 2000 году, опустилась в мировом рейтинге на скромное 38 место с объемом капитализации торговой марки $30,4 млрд, что тоже не так мало, если сравнить с суммарной стоимостью 100 лучших марок Украины, которая составила $5,9 млрд в 2018 году, т.е всего 1/5 стоимости торговой марки Coca-Cola или 1 / 25 от цены бренда Amazon — № 1 в мире.
Выступление докладчика вызвало большой интерес у участников мероприятия.
Особенно волнующим оказался вопрос об использовании бренда и его роли в рекламе товара. В вопросах и прениях, которые затем начались, прозвучало мнение некоторых присутствующих о незначительной роли торговых марок в рекламе товара, так как, по их утверждению, главным критерием при выборе товара является его качество, а не торговая марка.
По нашему мнению, такие доводы и соображения характерны для потребителей, воспитанных на негативных примерах, уходящих своими корнями в далекое прошлое, когда наиболее запоминающимися рекламными лозунгами были такие, как «Летайте самолетами Аэрофлота», «Храните деньги в сберегательной кассе», а также «Советское – значит отличное!», в которых торговые марки действительно отсутствовали как таковые. Современная реклама и конкурентная среда просто не может обойтись без средств индивидуализации товара или услуги, поскольку разнообразие товаров вынуждает потребителя сделать свой выбор в пользу того или иного бренда.
Все это свидетельствует о важности и первостепенности такого критерия при выборе товара как его бренд, что подтверждается высокой стоимостью как национальных, так и мировых брендов, о которых шла речь выше.