06.12.2018г. в отделе информационного обеспечения инновационных процессов ХГНБ им. В.Г. Короленко состоялся тренинг для студентов факультета подъемно-транспортного машиностроения Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» по теме "Патентование изобретений в области машиностроения». Будущие специалисты приняли участие в тренинге с целью ознакомления с принципами охраны объектов интеллектуальной собственности (далее - ИС), в частности изобретений, и получения навыков работы с патентной документацией, которые являются необходимыми при патентовании изобретений и полезных моделей.
"Научиться подавать заявки на изобретения - это путь к повышению собственного профессионального уровня" так начал свое выступление ведущий тренинга, патентный поверенный Стогний Е.С. (ООО Компания «Инвента»). В качестве примера он привел высказывание создателя теории относительности Альберта Эйнштейна, о том, что его работа в качестве эксперта в Федеральном Бюро патентования изобретений Швейцарии в период с 1902 по 1909 годы научила его правильно выражать свои мысли на бумаге.
Работа с патентной документацией, далее сказал докладчик, учит не только умению найти нужную информацию, но и умению анализировать патентную ситуацию для выбора правильного пути при выполнении любой разработки. Как известно, целью патентования является защита новой разработки на рынке товаров и услуг. Патентное право, которое распространяется на объекты ИС, обеспечивает монопольное право на их использование на территории Украины, либо любой другой страны при условии патентования в выбранной стране. Патентное право носит запретительный характер, т.е. предоставляет своему владельцу право запрещать третьим лицам использование запатентованного изобретения либо полезной модели без его разрешения. И, соответственно, разрешать им использование указанных объектов ИС на договорных началах.
Далее ведущий тренинга рассказал о принципах построения Международной патентной классификации (далее - МПК) изобретений и показал на конкретных примерах правила поиска классификационного индекса МПК и отбора по нему патентных документов.
Практическая часть тренинга была направлена на выработку у студентов навыков самостоятельной работы с патентной информацией на примере поиска патентной документации в фондах ХГНБ им. В.Г. Короленко. Слушателям были даны рекомендации по конкретным темам поиска и оказана практическая помощь в определении индексов МКИ по указанным темам.
Далее докладчик остановился на некоторых известных методах решения изобретательских задач.
Важнейшим элементом в решении любой задачи является ее постановка. Чем больше времени мы потратим на то, чтобы правильно сформулировать, задачу, которая стоит перед нами, тем ближе подойдем к ее решению. Примерами некорректно сформулированных задач являются патентные заявки, поданные в патентное ведомство США: будильник, пускающий струйку воды в лицо спящему; пеленки для попугая; машинка для выдавливания ямочек на щеках. А также машинка для закатывания губ, которую когда-то харьковский изобретатель принес в наш офис.
Поэтому прежде всего следует правильно сформулировать задачу, а затем уже искать пути ее решения.
Суть задачи определяется с помощью вопросов. Они помогают взглянуть на задачу с разных сторон. Например, при поиске ответа на следующий вопрос: Всегда ли солнце всходит на востоке? полезно переформулировать вопрос таким образом: везде ли солнце всходит на востоке? В такой редакции гораздо проще найти правильный ответ на этот каверзный вопрос.
Поиск новой формулировки задачи часто позволяет найти правильное решение. Например, в задаче о трех муравьях, каждый из которых находится в одной из вершин равностороннего треугольника и думает, как Илья Муромец, куда ему пойти, чтобы не столкнуться с другими муравьями, нужно представить себе не муравьев, стоящих перед выбором пути, а тех же муравьев, которые выбрали себе направление движения и шагают вдоль одной из сторон треугольника. При такой постановке задачи ее решить становится значительно легче.
Также для решения изобретательской задачи можно использовать прием, состоящий в изменении фазового состояния вещества. Например, чтобы перейти через реку не замочив ног, нужно чтобы вода замерзла и образовался лед.
В тренинге приняли участие студенты II и V курсов обучения Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» в количестве 12 чел.
Слушателям были даны рекомендации по конкретным темам поиска и оказана практическая помощь в определении индекса МКИ по выбранным темам. Также им были предложены практические задачи для самостоятельного решения.