pdfСкачать эту статью в PDF262.76 KB

Однажды в 1997 году известный харьковский музыковед С.А. Коротков, завершая очередную лекцию перед слушателями курсов подготовки ди-джеев, предупредил их о необходимости заранее составлять перечень проигрываемых ими музыкальных композиций. "Наступит день", - сказал музыкальный гуру, ― "и в заведение, в котором вы работаете, придет человек и потребует плату за ту музыку, которую вы играете! Будьте готовы к этому". Автор настоящей статьи был слушателем тех курсов и поэтому хорошо запомнил это наставление. Прошло несколько лет, и вот, событие, о котором предупреждал Сергей Александрович стало реальностью.

Создавая музыкальное произведение, музыканты и исполнители не только реализует свои творческие способности, но и создают музыкальный продукт, являющийся авторским произведением, за который они надеются получить материальное вознаграждение. Кроме того, на стадии производства этого произведения к музыкантам и исполнителям подключается целая команда людей (звукорежиссеры, продюсеры и т.д.), труд которых тоже должен быть оплачен. Оплата труда этого коллектива осуществляется за счет продажи экземпляров фонограммы созданного произведения. Однако у каждого проданного экземпляра фонограммы может быть разная судьба: один будет использоваться дома для прослушивания в семейном кругу, второй будет проигран ди-джеем в клубе, где его услышат десятки людей, третий же попадет в эфирную студию радиостанции и музыку, записанную на нем, услышит уже миллионная аудитория.

Второй и третий случай, описанные выше, трактуются украинским законодательством как публичное исполнение фонограммы с коммерческой целью. Согласно ст. 43 Закона Украины "Об авторских правах и смежных правах" допускается такое публичное исполнение фонограмм без согласования с исполнителями (производителями) фонограммы, но с выплатой им вознаграждения. Итак, за музыку надо платить! Теперь попытаемся разобраться, кто, в каких случаях, кому и сколько должен.

Если вы в магазине купили компакт-диск (конечно же лицензионный!) с записью вашего любимого певца, то вы можете слушать его сами, с семьей и друзьями абсолютно свободно. Также вы можете для личных целей скопировать этот диск на другой носитель. Согласно ст. 42 (часть 4) Закона "Об авторских правах …" в стоимость записывающей аппаратуры и чистых носителей (чистые кассеты, "болванки" CD-R для записи аудиодисков) уже включено вознаграждение авторам и исполнителям. Больше ничего никому платить не нужно.

Совершенно иначе обстоят дела, в случае использования фонограмм с коммерческой целью.

Кто должен платить?

Платить должны юридические и физические лица, использующие фонограммы (видеограммы) в коммерческих целях. К ним относятся: театры, концертные и цирковые объединения, филармонии, цирки, клубы, дома и дворцы культуры, киноконцертные залы, дискотеки, танцевальные и концертные площадки, а также парки, стадионы, спортивные залы, кинотеатры и видеосалоны, казино, ночные клубы, салоны (залы) игровых автоматов, бары, кафе, рестораны и т.д. Полный список приведен в Постановлении Кабинета Министров Украины №71 от 18.01.2003г. "Про затвердження розміру винагороди (роялті) за використання опублікованих з комерційною метою фонограм і відеограм та порядку її виплати". Использование фонограмм с коммерческой целью предполагает получение прибыли от такого использования. Например, основной деятельностью ночных клубов является проведение дискотек, многочисленные кафе используют аудиозаписи для создания музыкального фона для своих посетителей, деятельность радиостанций невозможна без использования фонограмм в принципе. Все вышеперечисленные типы организаций прямо или косвенно получают прибыль от использования музыкальных произведений, являющихся объектами авторского права.

Кому платить?

Стоит лишь зайти в любой музыкальный магазин, чтобы убедиться в огромном количестве исполнителей, музыкантов и производителей фонограмм. А ведь каждый из них претендует на получение своей доли вознаграждения от использования своего музыкального произведения! Неужели владельцу кафе или клуба, имеющего в своей фонотеке несколько десятков компакт-дисков, нужно заключать письменные договора и персонально рассчитываться с каждым исполнителем или музыкантом? Нет, этого не требуется. Как и во всем мире, в Украине существуют организации коллективного управления авторскими правами. Согласно ст. 49 Закона "Об авторских правах …" их основными функциями являются:

  • заключение договоров на право использование авторских произведений и согласование размера вознаграждения при заключении договора;
  • сбор, распределение и выплата авторам причитающегося им вознаграждения;
  • защита прав авторов (в том числе и в суде).

Проще говоря, авторы произведений (производители фонограмм) чтобы самим не следить за нарушением своих прав и не заключать письменные договоры с каждым владельцем кафе, клуба или радиостанции (т.е. с каждым пользователем) поручают эти функции организации коллективного управления. Крупнейшей такой организацией в нашей стране является Украинское агентство по авторским и смежным правам (УААСП), находящееся в подчинении Государственного департамента интеллектуальной собственности. УААСП аккумулирует у себя денежные отчисления от пользователей авторских произведений и выплачивает их в виде вознаграждения авторам. Агентство представляет в Украине интересы большинства отечественных исполнителей, а также значительного количества зарубежных.

Кроме УААСП в Украине существуют и другие организации коллективного управления авторскими правами, наиболее известными из которых являются:
 

  • Всеукраинское объединение субъектов авторских и смежных прав "Оберіг" – лидер сбора авторских вознаграждений за кабельную ретрансляцию ТВ-программ;
  • Объединение предприятий "Украинский музыкальный альянс" – членами которого являются компании-представители всемирно известных производителей аудио- и видеопродукции: Universal Music Group, BMG Entertainment, Warner Music International GMBH, Sony Music International ;
  • Объединение предприятий "Украинская лига музыкальных прав" – создана в 2003 году, предполагает активно заниматься сбором авторских вознаграждений с предприятий сферы бытового обслуживания, развлечений, общественного питания и транспорта.

Сколько платить?

В данном случае сумма, выплачиваемая автору либо производителю фонограммы (видеограммы) называется роялти. Размер роялти не одинаков и зависит от того, какой деятельностью вы занимаетесь.

В случае коммерческого использования фонограмм в местах с платным входом размер роялти составляет 4% от суммы, полученной от продажи билетов. Именно столько должны платить большинство дискотек, концертных залов и ночных клубов.

За коммерческое использование фонограмм в местах с бесплатным входом (казино, бары, рестораны, кафе, парки и т.п.) необходимо уплачивать 1% от суммы полученного дохода. Под доходом здесь следует понимать прибыль, полученную от вида деятельности, в процессе которого используются фонограммы. Если же таких доходов нет, то размер роялти определяется исходя из суммы затрат на указанный вид использования объекта смежных прав, и составляет 2.5%.

Радиостанции обязаны выплачивать роялти в размере 2% от получаемого дохода. Такой же размер роялти установлен и для телекомпаний, использующих в своем эфире фонограммы и видеограммы.

Операторы кабельного телевидения, владельцы музыкальных порталов в сети Интернет обязаны выплачивать роялти в размере 5% от полученных доходов.

Как платить?

Согласно все тому же Постановлению Кабмина №71 юридические и физические лица, использующие фонограммы и видеограммы с коммерческой целью обязаны самостоятельно перечислять роялти в установленном размере уполномоченным организациям. Юридическим основанием выплат является предварительно заключенный договор между организацией коллективного управления и пользователем фонограммы. УААСП разработаны типовые договора для радиостанций, публичных мест с платным и бесплатным входом, эфирных и кабельных телекомпаний. В основном, формы договоров похожи друг на друга, главное их отличие заключается в размере роялти. Договор обязывает пользователя:

  • ежеквартально выплачивать роялти;
  • вести точный учет используемых произведений и их авторов и ежеквартально предоставлять в УААСП отчет об использованных произведениях;
  • предоставлять в УААСП акт с информацией о полученных доходах.

В случае невыполнения указанных требований, договор обязывает пользователя выплатить Агентству штраф в размере 1000 грн. В случае задержки платежей пользователь обязуется уплатить пеню в размере двойной ставки НБУ.

Кроме того, в договорах с владельцами радиостанций указывается, на какой частоте производится вещание. В договорах с клубами, кафе, ресторанами и т.п. указывается адрес помещения, в котором будет происходить использование авторских произведений. Таким образом, при смене частоты вещания радиостанции, переезде клуба, кафе в новое помещение или открытии дополнительных помещений, возникает необходимость в перезаключении договора с УААСП.

Ежеквартальный отчет представляет собой сводную таблицу, в которую заносятся сведения о названии использованного произведения, исполнителе, композиторе и авторе текста, продолжительности звучания, количестве исполнений.

А если не платить?

...В таком случае, владелец авторских прав, либо организация коллективного управления имеет право обратиться в суд. Суд в соответствии с Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах" может вынести решение:

  • о возмещении ущерба владельцу авторских прав,
  • о взыскании в его пользу доходов, полученных нарушителем,
  • о выплате компенсации, размер которой может варьироваться от 10 до 50000 мин. зарплат.

Дешевле все же заключить договор и добросовестно выплачивать роялти, чем иметь дело с судом и выплачивать штрафы. К тому же, из года в год контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности в Украине ужесточается. В оформлении отношений с организациями коллективного управления авторскими правами чрезвычайно полезным будет участие патентного поверенного, либо патентной фирмы. Тем более не обойтись без квалифицированной помощи в случае судебного разбирательства.

Без сомнения, описанный выше механизм уплаты роялти, более всего осложнит жизнь ди-джеям многочисленных клубов, а также музыкантам, исполняющим "в живую" произведения других авторов. Теперь им в процессе выступления придется еще и фиксировать все проигрываемые (исполняемые) ими произведения. Но что поделаешь, наша страна постепенно приводит свое законодательство в соответствие с международными нормами. Будем надеяться, что средства полученные авторами, композиторами и исполнителями через организации коллективного управления будут стимулировать их на создание не только песен в стиле Верки Сердючки и "поющего" ректора Михаила Поплавского, а также будут способствовать появлению новых талантливых артистов.
 
Дмитрий Жуванов


Опубликовано: Глобал - Дайджест. - 2004. - №29.