Виртуальная реальность сформировала новые условия жизни общества и  продолжает диктовать свои правила пользователям Интернет, который уже стал глобальным социальным явлением.

Ежедневно растет количество посетителей веб-сайтов, пользователей электронной почты, участников социальных сетей. По статистике, уже более половины населения Украины пользуется Интернетом и число его пользователей неуклонно возрастает. В Европе, например, уже более 76% населения пользуются всемирной сетью. Если в 2012 году в социальных сетях ежедневно общались 11,8 млн. украинцев, то в 2017 их количество, по прогнозам аналитиков, возрастет вдвое.

Традиционные средства массовой информации утрачивают свое прежнее влияние. Потребители все больше ориентированы на Интернет. Например, исследования, проведенные в Украине компанией «On Board» (Великобритания) для разных потребителей, в частности по таким отраслям как бытовая техника, продукты питания, финансовые услуги, показывают, что около половины жителей городов Украины больше доверяют информации, полученной через Интернет, чем информации, поступающей из других источников.

Все большее количество людей используют социальные сети. Так в отчете Nielson Online (Швеция) говорится, что социальные сети и блоги сейчас более популярны, чем электронная почта. В социальных сетях представлены наиболее динамичные и платежеспособные члены общества. В Украине – это прежде всего жители Киева и городов-миллионников. По статистике около 84% Интернет-аудитории Украины пользуются социальными медиа, 55% из них делают это ежедневно (1).

Социальные медиа, а именно социальные сети, веб-сайты и блоги, дают новые возможности компаниям для распространения информации о себе, своих товарах и услугах. Также социальные медиа способствуют росту объема продаж через Интернет.

Все это привело к возникновению совершенно новых проблем в области охраны прав интеллектуальной собственности (далее – права ИС). Прежде всего, они обусловлены виртуальной сущностью Интернета, отсутствием территориальных границ и его непрерывной изменчивостью. Отношения в сети Интернет имеют глобальный характер, поэтому при их правовом регулировании сложно применять национальные законодательства, имеющие территориальный характер.

Ввиду постоянно возрастающего значения Интернет в коммерции и торговле ведущие компании давно поняли, что сходство доменного имени с наименованием компании или ее продукции стало важным подтверждением ее присутствия в сети Интернет.

Единым органом управления Интернетом является международная организация ICANN (The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), которая с ноября 2016 года вышла из-под правительственного контроля США. Регистрацией родовых доменов второго уровня занимаются аккредитованные ICANN организации, список которых можно найти на ее сайте.

Для получения доменного имени необходимо подать заявку в соответствующий регистрационный орган. В Украине такой организацией, а именно администратором домена верхнего уровня .UA, является созданное в 2001 году ООО "Хостмайстер" (www.hostmaster.net.ua). Однако нередко бывает и так, что желаемое доменное имя, соответствующее наименованию компании, уже занято. В этом случае ей остается либо избрать другое доменное имя, либо вступить в борьбу за то имя, которое ей действительно необходимо, что может оказаться непростой задачей, учитывая, что по итогам октября 2016 года в домене  .UA насчитывается 559 тыс. регистраций (2).

Подобные коллизии называются спорами о доменных именах. Обычно стороны апеллируют в таких спорах к свом правам на товарные знаки, поскольку в большинстве случаев доменное имя идентично товарному знаку компании.

Товарные знаки, на основании которых регистрируются доменные имена, являются важным элементом коммерческой деятельности и широко используются в электронной торговле, осуществляемой через Интернет. Использование товарного знака в наименовании домена создает у потребителя ассоциативную связь между предлагаемым товаром или услугой и доменным именем. Однако, в отличие от товарного знака, право на доменное имя возникает одновременно с подключением пользователя к сети Интернет. При этом никакой экспертизы, подобной той, что осуществляется в патентном ведомстве при регистрации товарных знаков, относительно наименования доменов не проводится. Доменные имена раздаются по принципу «Кто первый пришел – того и тапки». В то же время их коммерческая ценность очень высока, поскольку владельцы доменов получают право на их использование, во многом аналогичное исключительному праву на использование товарного знака, но без территориальных ограничений (3).

Если учесть, что в мире уже зарегистрировано около 200 млн. доменных имен, то можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день десятки тысяч доменных имен нарушают права на товарные знаки. Чтобы воспрепятствовать этому владельцы знаков должны регулярно отслеживать использование своих знаков, в той стране, где они зарегистрированы, чтобы предотвратить нарушение принадлежащих им прав. Для принятия мер, против несанкционированного использования товарного знака владелец знака должен быть уверен в нарушении его прав. Чтобы обнаружить правонарушение, как правило, обращаются в какой-либо известной компании, оказывающей услуги по поиску товарных знаков и поручают ей установить факт коммерческого использования знака в определенной стране.

Компания «ИНВЕНТА» тоже выполняет поиск и мониторинг товарных знаков и доменных имен и предлагает воспользоваться нашими услугами.

 

Источники информации:
  1. Конык Д., Рендер С. Расставьте сети. Как использовать Интернет в интересах Вашего бизнеса. – К.: ООО «Компания ЛИК», 2011. 120с.
  2. Открытые страницы сайта - www.hostmaster.net.ua
  3. Кирий Л. Интернет и товарные знаки, «Патенты и лицензии» № 11, 2000, с. 25-28.