Истории заключения Международной Парижской Союзной Конвенции от 20 марта 1883 г. по охране промышленной собственности, предшествовал кризис 1873 г., который резко обострил конкуренцию на международных рынках и привел к процветаю пиратства в области изобретений и промышленных образов. Поводом для начала развития международных соглашений по промышленной собственности послужила международная ярмарка 1873 г. в Вене, от участия в которой фирмы США грозили отказаться, если правительство Австро-Венгрии не гарантирует им юридической защиты экспонатов от имитации. Естественно, что правительство Австро-Венгрии не могло дать такую гарантию, однако оно предложило сделать Вену местом первой конференции для выработки международного патентного права. Такая конференция состоялась с участием 158 фирм из 13 стран, а в 1878 г. она повторилась в Париже с участием уже 500 фирм и 11 правительственных делегаций. В итоге 20 марта 1883 г. в Париже одиннадцатью государствами (Бельгия, Бразилия, Гватемала, Голландия, Испания, Италия, Португалия, Сальвадор, Сербия, Франция и Швейцария) была подписана Парижская конвенция, учреждавшая Международный союз по охране промышленной собственности.
Основной проблемой, возникающей при патентовании изобретений за границей, является проблема приоритета (первенства). Тот, кто первым сделал заявку на изобретение, тот и получает патент. Инициаторы создания Парижской конвенции были заинтересованы в сохранении своего первенства при патентовании изобретения в других странах, ибо в этом случае конкуренты были бы лишены патентной охраны.
Наличие первенства обеспечивает и новизну, являющуюся необходимым условием для патентования изобретения. При патентовании же за границей изобретения, в отношении которого в другой стране была сделана заявка или уже получен патент, вопрос о новизне еще более осложняется. «Изобретение, уже запатентованное в одном государстве, не является тем самым «новым» изобретением и за границей, а потому – непатентоспособно в другом государстве». Однако, несмотря на оперативность патентных контор, которые осуществляют операции по патентованию изобретений за границей, им не всегда удавалось запатентовать одновременно изобретение в государствах, где изобретение может быть использовано.
Поэтому, для обеспечения прав заявителей, в Парижской конвенции было введено правило о так называемом конвенционном приоритете или льгота заявителя. Суть конвенционного приоритета сводится к тому, что лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств, входящих в состав Союза, (или его правопреемник) пользуется приоритетом в других государствах – членах Союза, т.е. преимущественным правом для патентования изобретения в течение определенного срока. Имевшая место в течение этого срока публикация об изобретении открытое, применение изобретения или поданная заявка третьего лица об идентичном изобретении не могут служить препятствием к выдаче патента иностранному патентообладателю, пользующемуся приоритетом в любой стране Союза (ст. 4).
Это утверждение для наглядности можно продемонстрировать на следующем примере. Предположим, что какая-то украинская фирма подала в патентное ведомство Украины 3 сентября 2013 г. первоначальную заявку на получение патента на изобретение, а в патентное ведомство России 1 сентября 2014г., при этом при подаче заявки в патентное ведомство России украинский заявитель приложил приоритетный документ, удостоверяющий дату подачи первоначальной украинской заявки 03.09.2013г. в патентное ведомство Украины. Какой-нибудь российский изобретатель, работающий в той же области, подал заявку на аналогичное изобретение в свое российское патентное ведомство 1 июня 2014, то есть до того, как была подана в России заявка украинской фирмы. Однако в России патент будет выдан не российскому изобретателю, а украинской фирме, поскольку в соответствии с Парижской конвенцией во внимание принимается дата первоначальной заявки в одной из стран Международного союза.
Точно так же, если в период между датой первоначально поданной заявки в Украине и датой последующей подачи заявки в Россию, кроме подачи аналогичной заявки, имеет место опубликование изобретения, использование его и другие факты, порочащие новизну изобретения, то это тоже не принимается во внимание. Вопрос о первенстве и о наличии новизны определяется не применительно к моменту подачи последующей заявки в данной стране (России), а применительно к моменту первоначально поданной заявки (Украина).
Такое закрепление даты первоначальной заявки в одной стране как даты заявки этого же изобретения во всех других странах – участницах конвенции, хотя фактическая заявка в других странах последует позже, отвечает интересам тех заявителей, которые осуществляют широкое патентование изобретений за рубежом.
Согласно Парижской конвенции приоритетным сроком для патентов на изобретения является срок в двенадцать месяцев. Этот срок исчисляется с даты подачи первоначальной заявки.
Вопрос о продолжительности срока конвенционного приоритета, точно так же как и связанный с ним вопрос о том, с какого момента должен исчисляться этот срок, был предметом неоднократного обсуждения на конференциях Союза. В этом, как и в других вопросах международной охраны прав на изобретения проявились противоречия между странами – участницами Парижской конвенции.
Первоначально в тексте Парижской конвенции в 1883 г. был установлен шестимесячный срок, считая со дня подачи первоначальной заявки. Этот срок оказался слишком кратким для стран с проверочной системой, поскольку на предварительное рассмотрение заявки в стране заявителя требовалось больше времени и заявитель должен был подавать заявку за границей до выяснения её судьбы в своей стране. Делегация США на Мадридской конференции (1890 г.) предложила исчислять срок не с момента подачи заявки, а со дня опубликования изобретения и тем самым продлить срок приоритета. Против удлинения срока приоритета резко выступала, будучи сраной явочной системы, Франция. Представитель Франции ссылался при этом на то, что дальнейшее продление срока увеличит неопределенность, в которой находятся отечественные изобретатели при введении института приоритета. Его доводы сводились к следующему: при отсутствии конвенционного приоритета право на получение патента возникает у лица, подавшего заявку, если до него в этой стране не было подано заявок на аналогичное изобретение. Положение изменилось после заключения Парижской конвенции. Так, если первоначальная заявка А была подана им 3 мая 1890 г. в Париже и 30 сентября 1890 г. в Берлине, то А пользуется в Германии приоритетом в отношении всех заявок, поданных в Германии со дня его первой заявки, т.е. с 3 мая 1890 г. «Таким образом, германский изобретатель Б., подавая свою заявку в Германии, не может быть уверенным в получении им патента до окончания срока приоритета своей заявки, ибо возможно, что в Бразилии кто-то заявил такое же изобретение за день до него, и в течение срока приоритета он не может быть уверен, что кто-то не приплывет издалека на его родину с таким же изобретением. Это создает неустойчивость и неуверенность во все время приоритета нового срока» [1]. На Мадридской конференции предложение американской делегации было отклонено, однако вследствие ультимативного требования Германии о продлении срока, поставленного ею в качестве условия для вступления в Союз, на Брюссельской конференции 1900 г. этот срок был удлинен до двенадцати месяцев.
Наряду с вопросом о сроке конвенционного приоритета в Парижской конвенции содержатся и другие постановления, регулирующие институт приоритета [2]. Так, Парижская конвенция предусматривает, что при подаче заявки в другой стране должно быть подано заявление о приоритете с указанием даты первой заявки и страны, где она была подана. Страны Международного союза могут потребовать от лица, подающего заявление о приоритете, предоставления копии первоначально поданной заявки.
Основанием для права конвенционного приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Международного Союза или с двухсторонними или многосторонними международными соглашениями, заключенными между странами Международного союза.
Под правильно оформленной национальной заявкой (depot national regulier) понимается всякая заявка, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, независимо от того, какова была бы дальнейшая судьба этой заявки. Это разъяснение было введено в Парижскую конвенцию на Лиссабонской конференции 1958 г. Это раз разъяснение было основано Международным бюро в проекте, подготовленном к Лиссабонской конференции, следующим образом. На основе права конвенционного приоритета заявитель при последующих заявках в странах Международного союза должен находиться в таком же положении, как если бы он подал заявку в этой стране одновременно с первой заявкой в другой стране Международного союза. Первоначальная заявке представляет интерес только потому, что она имеет приоритет. Содержание же её должно оцениваться исключительно в соответствии с законами страны, где подается последующая заявка. Вторая комиссия Лиссабонской конференции, рассматривавшая этот вопрос, подчеркнула, что не обязательно, чтобы объект первоначальной заявки бы защищаем. Функция первоначальной заявки сводится исключительно к тому, чтобы быть основанием для конвенционного приоритета. Право конвенционного приоритета должно быть предоставлено независимо от того, является ли предмет первоначальной заявки патентоспособным, будет ли заявка в бедующем отозванная или отклонена [3]. Например, по первоначальной заявке, имеющей предметом изобретения новый химический продукт, патент в стране первоначальной заявки может быть не выдан, в то время как заявка должна рассматриваться как «правильно оформленная заявка» [4].
Наряду с понятием «правильно оформленной заявки» практическое значение для исчисления срока приоритета имеет понятие «первоначальная заявка» или «первая заявка», поскольку этот срок исчисляется со дня подачи первоначальной заявки. В Лиссабонском тексте конвенции было предусмотрено, что в качестве первой заявки может рассматриваться не только заявка, действительно поданная первой в отношении определенного объекта изобретения в какой-то стране Международного союза, но и последующая заявка, поданная в этой стране в отношении того же объекта изобретения в тех случаях, когда предшествующая заявка «была отозвана, оставлена без движения или была отклонена». Это допускается при условии, что предшествующая заявка не была подвергнута публичной проверке и не явилась основанием для притязания на право приоритета. При соблюдении этих условий основанием для требования права приоритета будет служить не предшествующая, а последующая заявка.
При обосновании внесения этого правила в конвенцию приводился следующий случай: заявитель подает заявки на изобретение в стране Х. Затем он видит, что заявка должна быть изменена, так как она составлена не совсем правильно. Он её отзывает обратно и подает новую заявку, почти идентичную первой. С теоретической точки зрения в качестве первой заявки, дающей основание для права на приоритет, должна рассматриваться первая заявка, но практически заявитель заинтересован в том, чтобы право приоритета принадлежало второй заявке.
Таким образом, в случае неправильно составленной заявки, приоритетный срок не будет пропущен поскольку фактически он будет продлён на то время, которое прошло между первой заявкой и последующей заявкой.
Конвенция не устанавливает в качестве условия для предоставления приоритета так называемую субъективную идентичности обеих заявок, поскольку субъектом последующей заявки может быть, как первоначальный заявитель, так и его правопреемник. В то же время конвенция исходит из принципа объективной идентичности обеих заявок, которая заключается в совпадении объекта заявок на изобретение в его основных чертах [4]. В связи с объективной идентичностью возникает вопрос объединения и разделения патентных заявок. В решении этих вопросов был внесен ряд уточнений в Лиссабонской конференции. Конвенция допускает такие случаи, когда сначала в одной из стран Международного союза подается несколько заявок на изобретения, относящиеся к одному и тому же предмету изобретения, а затем все эти заявки объединяют в одну общую заявку, которая подается в другой стране Международного союза. При этом право приоритета возникает для отдельных частей заявки, или, иными словами, возникает несколько приоритетов.
Может иметь место и случай частичного приоритета. Такой частичный приоритет возникает тогда, когда в последующей заявке делается ссылка на такие элементы изобретения, о которых ничего не говорилось в предыдущих заявок. В этом случае, приоритет должен предоставляться только в отношении тех «элементов изобретения», о которых говорилось ранее. Другие же элементы изобретения рассматриваются как новая заявка. Основанием для возникновения права приоритета для этих новых элементов будет уже эта последующая заявка [6].
Парижская конвенция предусматривает, что ни в случае «нескольких приоритетов», ни в случае «частичного приоритета» ни одна страна Международного союза «не имеет права отклонить приоритет или патентную заявку» при условии единства изобретения по смыслу закона страны.
Парижская конвенция также предусматривает возможность разделения патентной заявки при подаче в другой стране Международного союза. В этом случае, в качестве даты каждой из них будет рассматриваться дата общей первоначальной заявки. Такое разделение заявок может быть сделано как по инициативе заявителя, так и в том случае, если экспертиза обнаружит, что патентная заявка является комплексной.
Следует отметить, что дальнейшим развитием идеи, реализованной конвенционным приоритетом явилась мысль о создании международного патента, который бы распространялся на территорию всех государств, входящих в Международный союз. Эта мысль была высказана еще в 1909 г. Dubois Reymond [7]. Во время войны государствами Антанты обсуждался вопрос об организации общего патентного учреждения, и 15 ноября 1920 г. состоялось соглашение 19 государств о создании международного Бюро по патентам на изобретения. Но реализовано это соглашение не было.
Конвенционный приоритет является мощным инструментом по реализации прав заявителей на иностранных рынках.
- И.Я Хейфец. Основы патентного права. Л., 1925, стр. 303.
- S. Ladas. Op. cit. p. 262-306; V. Plaisant. Op. cit., p. 84-96
- Doc. No. 239 F. Rapport del la commission II, p. 1-3
- Conference de Lisbonne, Documents…, p. 9-10
- И.Я Хейфец. Основы патентного права. Л., 1925, стр. 304-305
- Conference de Lisbonne, Documents…, p. 14-15
- Статья Dubois Reymond «Das Weltpatent» в Festgabe fur Kohler за 1931 г., №10. 1909 г., стр. 465