На территории Украины штриховое кодирование товаров было введено с января 1997 г. Постановлением КМ Украины от 29.05.96 г. №574. При этом в первую очередь вводилась маркировка экспортируемых товаров, а затем – с 01.07.97 г. импортируемых товаров, а с 01.01.99 г. в реализации вообще не должно быть немаркированных товаров. Исключением из этого общего правила являлись товары народных промыслов, товары, для которых не предусмотрены упаковка или этикетки, а также товары в розничной торговле, которые реализуются непосредственно покупателю путем взвешивания или разлива, поскольку нанесение штриховых кодов в этом случае невозможно по техническим причинам.
Штриховое кодирование товара – это система специальных знаков, каждый из которых является носителем определенной информации, а расшифрованный код дает полное описание товара.
Наиболее употребляемыми являлись следующие кодовые системы:
- западногерманская система BAN (Bundeseinheitliehe Artikelnummer);
- американская система UPC (Universal Product Code);
- европейская система EAN (European Artikle Numbering);
- японская система Corla Code.
Расширение международной торговли вызвало необходимость унификации различных, используемых в различных регионах мира, система числового кодирования товаров. Принципы кодирования системы UPS, как и принципы кодирования системы BAN, были взяты за основу при создании европейской системы кодирования под названием EAN.
Система EAN представляет собой штриховой код и применяется с 1997 года. Для внедрения в Европе унифицированной кодовой системы была основана Международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA) с резиденцией в Брюсселе. Система получила быстрое распространение. В конце 1984 года в ассоциацию входили 22 страны, а в 1985 г. – уже 25, в том числе Аргентина, Кипр и Греция. Затем присоединились Япония, Австрия, Новая Зеландия и, таким образом, система EAN получила международное призвание.
Чтобы получить право пользоваться кодом EAN, любая страна должна вступить в ассоциацию, после чего она получает идентификационный номер, который располагается в начале штрихового кода EAN.
Когда в ассоциацию входило небольшое число стран, номер страны состоял всего из двух цифр, однако рост числа стран – участниц международных торговых сделок, пользующихся системой EAN, потребовал изменений. Теперь идентификационный номер страны – производителя товара может состоять из трёх цифр. Например, Венгрия обозначается цифрами 559 в начале символа затем четыре следующие цифры дают информацию о производителе товара, далее пять цифр дают детальную характеристику товара, а последняя – контрольный индекс.
Некоторым странам предоставлена возможность детализировать двухзначный код страны с помощью третьего знака, например, код 46, выданный бывшему Союзу, может быть детализирован для стран СНГ в третьем знаке в диапазоне 460-469. В соответствии с этим Украине присвоен код 465.
Классификационная система кода EAN состоит из цифровых обозначений и штрихов. Цифровые обозначения содержат 8 или 13 цифр. Сокращенное 8-цифровое обозначение применяется для кодирования товаров небольших размеров.
Код EAN, наряду с классификационным цифровым обозначением, имеет полосчато-штриховое обозначение, которое, как и в системе UPS, состоит из различных комбинаций темных штрихов и светлых полос, несущих определенный запас информации. Лазерное считывающее устройство трансформирует графическую систему штрихов и полос в цифровой символ, введенный в память ЭВМ.
Печатают штриховой код на упаковке при ее изготовлении обычно черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым цветом. Красный, светло-коричневый и желтый цвета не применяются, так как оптическое считывающее устройство их не различает. Фон, на котором печатается штриховой код, должен быть светлым, без рисунков, текста, перфорации.
Правильное прочтение и возможность расшифровки кода с помощью ЭВМ в значительной степени зависят от качества печатной техники и равномерности поверхности, на которую наносится код.
Согласно "Положению о штриховом кодировании товаров" от 20.08.2002 г. №255, кодировка товаров штриховыми кодами EAN осуществляется в Украине Ассоциацией Товарной Нумерации «ДжиЕс1 Украина». При этом Положение №255 использует добровольный подход к маркировке товаров штриховыми кодами, при этом обязательной маркировке штриховыми кодами подлежат только те товары, кодирование которых предусмотрено законодательными актами Украины: алкогольные напитки и табачные изделия, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, лекарственные средства и другие товары, маркировка которых штриховыми кодами предусмотрена законодательством Украины. Маркировка пищевых продуктов штриховыми кодами осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Экономический эффект от внедрения системы штрихового кодирования заключается в том, что она позволяет отказаться от многочисленных бумажных документов (накладных, отчетов и т.д.) и оперативно путем автоматического считывания получать информацию о производстве продукции, ее технических характеристиках, цене и других показателях. Внедрение системы кодирования позволяет получать оперативную информацию о движении товаров, снизить коммерческие издержки, а также дает возможность потребителю выйти на конкретного производителя или поставщика в случае необходимости. В то же время наличие штрихового кода позволяет проверить страну происхождения товара. Если страна, указанная на ярлыке или упаковке товара, не соответствует штриховому коду, следует призадуматься о целесообразности покупки.
Смотрите также материалы по этой теме:
На печать