Понятие бренда, по утверждению ведущего тренинга, патентного поверенного Украины Евгения Стогния (ООО "Компания "ИНВЕНТА"), неотъемлемо связано с понятием торговой марки (далее – ТМ), которая является основой фирменного образа, действующего на сознание потребителя, и обеспечивает узнаваемость товара или услуги.

Потребитель выбирает на рынке не сам товар, а образ товара, находящегося в его сознании под влиянием бренда и рекламы. Некоторые потребители, например, выбирают товары компании Philips независимо от вида товара, поскольку считают, что товары этой компании являются лучшими. Нет особой разницы между видами сигарет, водок или сортами пива, но есть разница в их наименованиях. Это определяющий фактор при выборе товара потребителем и в зависимости от распространения и популярности того или иного товара зависит стоимость ТМ и бренда.

История торговой марки начинается с тех времен, когда в человеческом обществе произошло разделение труда и появились конкурирующие между собой производители. Уже за пять тысячелетий до нашей эры человечество начало массовое производство глиняной посуды. Именно на этой посуде и появились обозначения, классифицируемые в наше время как торговые марки. Посуда, изготовленная в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована первыми четкими обозначениями, указывающими имя правящего императора и имя производителя или место производства.

В Европе торговые марки ввели в обиход древние греки. До наших дней сохранилось много амфор с личными клеймами гончаров, статуи, на которых вырезаны имена скульпторов, элементы сооружений с инициалами архитекторов.

В средние века появилась новая форма маркировки изделий, отражавшая характер торговли того времени - марка гильдии. Гильдия являлась объединением ремесленников, специализировавшихся на определенном виде продукции. Существовали гильдии плотников, гончаров, кузнецов и других производителей. С этого времени перед торговой маркой ставилась задача гарантировать качество продукта, увязывая его конкретно с наименованием конкретного производителя. Таким образом, мастер или гильдия несли ответственность за каждое изделие, обозначенное такой маркой.

Постепенно маркировка товаров становилась обязательной. Были изданы специальные указы, предписывавшие наносить торговые марки. Первый законодательный акт, о торговых марках, был принят английским парламентом в 1266 году. Согласно этому акту каждый пекарь обязан был проставлять свой знак на хлебном изделии, чтобы "если хлеб испечен недостаточного веса, было известно, кто виноват".

На территории Украины, как и в большинстве стран Европы, торговые марки стали использоваться в гончарном промысле, постепенно распространяясь среди представителей других профессий: ювелиров, книгоиздателей, кузнецов, столяров. По свидетельству историков, начало применения торговых марок в виде клейм было положено еще в эпоху Киевской Руси. Использование торговых марок не регламентировалось законодательно и регулировалось обычаями и правилами тех времен.

26092024

Гончарные клейма Киевской Руси

В настоящее время основным законодательным актом Украины по торговым маркам является Закон України "Про охорону прав на знаки для товарів та послуг"  в редакции от 22.05.2003г. [1]. Существует также ряд межправительственных соглашений, регламентирующих использование и защиту торговых марок на международном уровне.

 

Какие обозначения могут быть зарегистрированы в Украине?

 

Свидетельство может быть выдано на торговую марку, не противоречащую общественным интересам, принципам гуманности и морали. Объектом торговой марки может быть какое-нибудь обозначение или комбинация обозначений.

Такими обозначениями могут быть словесные, изобразительные, трехмерные, комбинированные, звуковые, позиционные, орнаментные, движущиеся, голографические и мультимедийные обозначения.

Словесным признается обозначение, содержащее только слова. Таких обозначений среди торговых марок, зарегистрированных в мире, более 80%.

Изобразительным признается обозначение, содержащее только рисунки любого характера.

Трехмерным признается обозначение, являющееся фигурой или композицией фигур в трех измерениях, например, форма бутылки Coca-Cola, зарегистрированной в качестве торговой марки с 1936 года.

Комбинированным признается обозначение, являющееся сочетанием в одном целом обозначении различных видов обозначений или их элементов.

Звуковым обозначением признаются музыкальные звуки, мелодии, в частности в виде аккорда, музыкального произведения или его фрагмента, например, позывные радиостанции или музыкальные заставки для радиопрограмм.

Позиционным признается обозначение, имеющее определенный способ размещения или прикрепления к товару.

Орнаментным признается обозначение, состоящее только из набора регулярно повторяющихся элементов.

Движущимся признается обозначение, которое включает или состоит из движущихся элементов или изменения их местоположения.

Голографическим признается обозначение, состоящее из голографических элементов.

Мультимедийным признается обозначение, которое включает или состоит из сочетания движущихся элементов обозначения или изменения их местоположения и звука.

 

Что не может являться объектом торговой марки?

Объектом торговой марки не могут быть имена или псевдонимы лиц, занимавших руководящие должности в коммунистической партии, высших органах власти и управления СССР, УССР и других союзных или автономных советских республик (кроме случаев, связанных с развитием украинской науки и культуры), а также лиц, которые работали в советских органах госбезопасности; названия СССР, УССР и других союзных советских республик и производные от них; названия, связанные с деятельностью коммунистической партии, установлением советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах; преследованием участников борьбы за независимость Украины в XX веке [2].

Правовая охрана предоставляется торговой марке, не противоречащей требованиям Закона України "Про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їхньої символіки" від 09.04.2015 № 317-VIII и Закона України "Про засудження та заборону пропаганди російської імперської політики в Україні і деколонізацію топонімії" від 21 березня 2023 року № 3005-IX.

Не могут получить правовую охрану обозначения: государственные гербы, флаги и эмблемы, названия государств, эмблемы и названия международных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие награды. Такие обозначения могут быть включены в торговую марку как неохраняемые элементы с согласия соответствующего компетентного органа или владельца.

Тема онлайн-тренинга также касалась неправомерного использования известных торговых марок, особенно в Интернете, например, в названии сайта и его контента, социальных сетях, доменных именах и т.д. Было отмечено, что известные бренды часто используются для торговли подделками и другими контрафактными товарами.

В ходе обсуждения указанной темы участниками тренинга было задано много вопросов по использованию торговой марки, а также возможности прекращения ее действия.

На эти вопросы были даны разъяснения относительно того, что действие свидетельства на торговую марку в Украине может быть прекращено полностью или частично только в том случае, если владелец свидетельства не укажет уважительные причины такого неиспользования в течение пяти лет с даты регистрации. Такими уважительными причинами являются обстоятельства, препятствующие использованию торговой марки независимо от воли владельца свидетельства, в частности, ограничения импорта или форс-мажорные обстоятельства, в том числе введение военного положения в Украине.

Если торговая марка без уважительных причин непрерывно не используется в части или относительно всех товаров и/или услуг, внесенных в реестр, в течение пяти лет с даты публикации о выдаче свидетельства или от другой даты, то это является достаточным основанием для досрочного прекращения по решению суда действия свидетельства на торговую марку полностью или частично в отношении соответствующих товаров и услуг. Не подлежит досрочному прекращению действие свидетельства, если использование торговой марки началось или возобновилось до подачи иска.

Вопросы, заданные участниками тренинга, свидетельствовали о значительном интересе к рассматриваемой теме. Тренинг, в котором приняли участие 48 слушателей, был направлен на информирование об изменениях в законодательстве Украины и касался вопросов практического применения правовых норм в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Источники информации:
  1. Закон України "Про охорону прав на знаки для товарів та послуг" в редакции от 21 марта 2023 года N 3005-IX.
  2. “Правила складання, подання заявки на торговельну марку, заявки на міжнародну реєстрацію торговельної марки та проведення експертизи заявки на торговельну марку, міжнародної реєстрації торговельної марки з поширенням на Україну, затверджені згідно Наказу Міністерства економіки України” от 06 августа 2024 года N 19889