Известно, что только технический прогресс может сделать экономику страны конкурентоспособной. Изобретения являются определяющим фактором технического прогресса, так как инноваций без изобретений не бывает. В то время страна, которая не изобретает, обречена на технологическое отставание и не может стать конкурентоспособной, что является необходимым условием для ее обновления и процветания. Надо приложить знания и системные усилия, чтобы сделать страну конкурентоспособной.
Если обратиться к законодательным документам, определяющим путь развития экономики Украины, то мы увидим, что как в довоенный период (до начала полномасштабной российской агрессии), так и после ее начала, отношение государства к этой проблеме не изменилось, о чем свидетельствует полное отсутствие упоминания изобретений в ежегодных документах, принятых КМ Украины, в которых отражены ежегодные планы развития экономики нашей страны. Как в Плане действий правительства на 2021 год [1], так и в Плане действий правительства на 2023 год [2], нет даже упоминания об изобретениях, хотя, надо отдать должное, термин «инновации» в них иногда упоминается.
Важнейшим направлением развития системы интеллектуальной собственности (далее – ИС) в Украине должна стать поддержка технического прогресса, что неразрывно связано с развитием изобретательства в стране. Решением этой основной задачи должна заняться Державна організація «Український національний офіс інтелектуальної власності та інновацій» (далее – УКРНОІВІ), что соответствует ее названию и направлению деятельности.
Считаем, что основной задачей такой организации, как УКРНОІВІ, является обеспечение высокого качества функционирования системы ИС с целью активизации инновационного процесса и творческой активности новаторов и изобретателей для преодоления кризиса изобретательства и восстановления экономики Украины.
Печальная статистика Укрпатента
Анализ патентной ситуации в Украине за последние 15 лет (за период 2006-2021 г.г., т. е.до начала полномасштабного российского вторжения в Украину) показывает, что активность патентования изобретений постоянно снижалась. Так, по данным Укрпатента [3], в 2021 году было подано к рассмотрению 3390 заявок на изобретения, что на 15% меньше, чем в 2018 году, когда было подано 3965 заявок; на 30% меньше, чем в 2014 году – 4814 заявки; на 36% меньше, чем в 2010 году – 5312 заявок; на 43% меньше, чем в 2006 году, когда было подано 5930 заявок.
На фоне общего падения промышленного производства в стране и объема патентования изобретений, даже в довоенный период, особую обеспокоенность вызывает крайне низкий показатель изобретательской активности украинских заявителей, который определяется количеством поданных заявок на изобретения в год. Известно, что количество заявок на подаваемые ежегодно изобретения является индикативным показателем технологического развития каждой страны, что особенно актуально в настоящее время, так как хорошо известно, что только наличие мощного оборонного потенциала дает возможность победить агрессора. Чтобы получить такой потенциал, нужно поддержать изобретателей, стимулировать техническое творчество, иметь изобретения и развитую систему их внедрения.
Объем поданных заявок национальными заявителями традиционно составил около 50% от общего количества поданных заявок на изобретения в Украине. В 2020-2022 годах этот показатель упал до 42-28%, соответственно, при этом абсолютное количество поданных украинскими заявителями заявок в 2018 году составило - 2114 заявок, в 2021 году - 1291 заявка, в 2022 году национальными заявителями было подано всего 790 заявок [4].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что мы находимся в ситуации системного кризиса в области изобретательства.
Наши предложения
Считаем, что для выхода из такой ситуации нужно принять комплекс мер, необходимых для активизации технического творчества, а также в деятельности УКРНОІВІ.
Организация опроса общественного мнения, инициированная УКРНОІВІ, см. https://ukrpatent.org/ru/news/main/opytuvannia-koruptsiini-ryzyky-17102023, предполагала выявление коррупционной составляющей, однако проблема гораздо шире и масштабнее, чем выявление коррупции в ее рядах.
Понятно, что мы не сможем дать исчерпывающих рекомендаций или предложений, как это предусматривает вышеупомянутый опрос, но предоставим свое видение проблем, мешающих активизации инновационного процесса в стране и вносим следующие предложения, которые предлагаем учесть в деятельности УКРНОІВІ.
1. На сегодняшний день национальные заявители не являются конкурентоспособными, поскольку не создают новые объекты техники и технологии. У национальных заявителей нет стимулов к патентованию изобретений, предоставленных со стороны государства, нет системы популяризации вопросов важности охраны прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС).
Нам говорят, что со стороны государства предусмотрена помощь изобретателям и соответствующее финансирование. Например, в Изменениях, вносимых в Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, принятых Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 августа 2023 г. № 859 [5], указано, что «….Надходження від зборів мають цільове призначення і в установленому Мінекономіки порядку використовуються виключно для забезпечення розвитку та функціонування державної системи правової охорони інтелектуальної власності, в тому числі для фінансування заходів державного стимулювання створення і використання винаходів (корисних моделей), промислових зразків».
Но где эта точечная помощь и как она разрешает системный кризис изобретательства в стране? (см. Печальную статистику Укрпатента).
2. Предлагаем законодательно предусмотреть и ввести в соответствующие нормативные документы следующее:
- ввести 90% скидку на подачу заявок на регистрацию ОИС для национальных предприятий и национальных предпринимателей;
- квалификационная экспертиза по заявкам на изобретение, связанным с «зелеными технологиями» (понятно, что нужно создать перечень рубрик МПК, относящихся к зеленым технологиям) не превышает 14 месяцев с даты подачи заявки;
- квалификационная экспертиза по заявкам на изобретение, связанным с «обороной страны, вооружения, боеприпасы, оборудование и т.д.» (понятно, что нужно создать перечень рубрик МПК, относящихся к оборонным технологиям) не превышает 14 месяцев с даты подачи заявки;
- квалификационная экспертиза по заявкам на регистрацию промышленных образцов не превышает 6 месяцев с даты подачи заявки;
- предусмотреть возможность отсроченной публикации заявки на промышленный образец, но не более 24 месяцев с даты подачи заявки;
- ввести категории: малые, средние и крупные национальные предприятия, физические лица и предприниматели. Физические лица и предприниматели платят 30% базовой ставки величины установленного сбора, средние компании – 50%, крупные – 100%;
- национальные научно-технические организации в том числе ФЛП, занимающиеся научно-технической и конструкторской деятельностью, получают льготу в размере 90% на все действия, связанные с патентованием изобретений, при условии подачи не менее 5-ти заявок на изобретение календарный год. Это правило распространяется на поддержку патентов до 10 года их действия с даты подачи заявки;
- национальные предприятия получают 50% скидку при уплате сбора за поддержку действия патентов на изобретение, полезную модель или свидетельств на промышленный образец при условии, что они поддерживают за календарный год не менее 20 патентов на изобретение или полезную модель, или 30 свидетельств на промышленный образец;
- малые и средние национальные предприятия, ФЛП или физические лица-резиденты, которые подают не менее 9 заявок на изобретение, полезную модель за календарный год получают льготу по уплате единого налога, подоходного налога, социального взноса в размере 30%, а также 50% льготу при патентовании изобретений и полезных моделей;
- крупные предприятия, подающие не менее 24 заявок на изобретение, полезную модель получают льготу по уплате единого налога, подоходного налога, социального взноса в размере 30%, а также имеют 50% льготу на патентование путем компенсации при подаче годовой отчетности и оформлении декларирования;
- 3% от общей стоимости сборов, связанных с приобретением прав на ОИС, направить на финансирование методического отдела УКРНОІВІ, который разрабатывает методические рекомендации, публикует его в электронной форме, а при запросе в бумажной форме при оплате стоимости публикации со стороны третьих лиц. Также методический отдел разрабатывает на год вперед перечень мероприятий и выездных лекций с целью популяризации идей о важности интеллектуальной собственности. Также этот отдел ведет статистику и еженедельно готовит публикуемые сведения о предстоящих мероприятиях, событиях, а также отчеты о проведенных мероприятиях в виде электронного отчета.
Выводы
- Изобретательство в стране находится в состоянии системного кризиса.
- 2. Считаем, что предложения по преодолению кризиса изобретательства будут способствовать активизации технического прогресса и восстановления и обновлению экономики Украины.
Время, в котором мы живем, не дает нам права на дальнейшее промедление, поэтому
НАЧНЕМ С МАЛОГО
Приглашаем всех желающих присоединиться к обсуждению темы «Кризис изобретательства в Украине» на нашем сайте www/inventa.ua
- План пріоритетних дій Уряду на 2021 рік, затверджений розпорядженням Кабінету Міністрів України від 24 березня 2021 р. № 276-р, 144 с.
- План пріоритетних дій Уряду на 2023 рік, затверджений розпорядженням Кабінету Міністрів України від 14 березня 2023 р. № 221-р, 246 с.
- Річний звіт 2021 (Показники діяльності у сфері промислової власності за 2021 рік), Видання ДП "Український інститут інтелектуальної власності" м. Київ, 2021, 80 с.
- Річний звіт 2022, УКРНОІВІ, м. Київ, 2022, 94 с.
- ЗМІНИ, що вносяться до Порядку сплати зборів за дії, пов’язані з охороною прав на об’єкти інтелектуальної власності, затверджені Постановою КМ України, затверджені Постановою Кабінету Міністрів України від 15 серпня 2023 р. № 859