В результате боевых действий на территории Украины много кто потерял жилье, у многих оно повреждено или находится в непригодном для дальнейшего проживания состоянии. Из-за финансовых проблем далеко не все имеют средства на приобретение новых домов и квартир.
По программе Правительства многие граждане воспользовались возможностью и подали заявки в «ДІЇ» о поврежденном имуществе. По результатам разрушений прокуратурой и другими правоохранительными органами возбуждено ряд уголовных дел. Органы местного самоуправления создали и задействовали многочисленные комиссии по фиксированию повреждений и разрушений, а международные организации создают аналитический контент по поводу количества повреждений и фиксации фактов происшествия.
Недавно Президент принял новый закон «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, и Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины» № 2923-ІХ от 23.02.2023 года. Этот Закон определяет правовые и организационные основы предоставления компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, со дня вступления в силу Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 2102-IX, а также правовые основы создания и ведения Государственного реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины.
Для лиц, пострадавших в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, ввели жилищные сертификаты на приобретение объекта жилой недвижимости (далее - жилищный сертификат) - электронный документ, подтверждающий гарантии государства по обеспечению финансирования приобретения квартиры, другого жилого помещения, дома усадебного типа, садового или дачного дома (в том числе финансирование приобретения такого помещения/дома, которое будет построено в будущем, или инвестирование/финансирование его строительства) в объеме, равном денежной сумме, указанной в таком документе.
Однако точные сроки или период получения ожидаемой компенсации до сих пор не определены.
Еще одним дополнительным механизмом подтверждения фактов материального и морального вреда, причиненного в результате военного вторжения Российской Федерации и последующего взыскания ущерба со стороны государства агрессора является обращение в украинские суды с соответствующим иском.
Разберем подробнее такой кейс.
На сегодняшний день уже многие граждане воспользовались своим правом на обращение в суд о взыскании материального и морального вреда, нанесенного в результате военного вторжения Российской Федерации со стороны государства агрессора.
Ответчиком по таким делам является государство агрессор.
В 2022 году Верховный Суд изменил подход и своим выводом фактически предоставил возможность истцу не направлять к ответчику запрос на его согласие об участии в деле и не останавливать производство по делу до получения ответа от ответчика или уведомления о вручении такого запроса. Кроме того, в связи с полномасштабным вторжением Российской Федерации на территорию Украины и расторжением дипломатических отношений, направить запрос или письмо в посольство из-за прекращения его работы вообще невозможно.
Учитывая судебную практику, по субъектному составу споры между юридическим лицом и государством должен рассматривать хозяйственный суд, а по характеру правоотношений – гражданский. На сегодняшний день между судами нет единого подхода к вопросу о том, какая юрисдикция (гражданская или хозяйственная) должна рассматривать исковые заявления юридических лиц или физических лиц – предпринимателей о возмещении имущественного вреда, причиненного военной агрессией. Так суд приравнивает статус государства как субъекта публичного права к статусу юридического лица. Соответственно, спор между двумя юридическими лицами подлежит рассмотрению в порядке хозяйственного судопроизводства, а деликтные споры рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
Иск может быть подан в суд по выбору: или по месту причинения вреда; или по месту нахождения имущества ответчика, не имеющего в Украине местонахождение. Именно первый вариант более логичен в этой категории споров.
Отмечу, что в случае, если истец планирует признавать и выполнять решения украинского суда за границей, правовые вопросы, как вопрос уведомления ответчика, обязательно будут на повестке дня в иностранном суде. Следовательно, уведомлять ответчика по делу и направлять ему документы необходимо способом, предусмотренным нормами международного права, и искать другие пути уведомления.
Кассационным гражданским судом в составе Верховного Суда в постановлении от 14.04.2022 по делу N 308/9708/19 (производство N 61-18782св21) изложена правовая позиция, в соответствии с которой в этой категории споров (о возмещении вреда, причиненного физическому лицу, здоровью, жизни в результате вооруженной агрессии Российской Федерации) иностранное государство-ответчик не пользуется судебным иммунитетом против рассмотрения судами Украины таких судебных дел. При этом указано, что поскольку совершение Российской Федерации с 2014 года вооруженной агрессии против Украины не прекращается, Российская Федерация отрицает суверенитет Украины, поэтому обязательств уважать и соблюдать суверенитет этой страны нет. Следовательно, и направлять в посольство этой страны запрос на согласие об участии в деле и останавливать производство по делу до получения ответа от Российской Федерации или уведомления о вручении такого запроса не требуется.
В ходе рассмотрения дела нужно доказать факт понесения убытков (прямых и упущенных выгод), противоправное поведение ответчика, вину, причинную связь между противоправным поведением и убытками, их размер и основания получения.
Примером доказательств по данной категории дел могут служить: справка исполнительного комитета органа местного самоуправления о повреждениях; акт о пожаре, составленный территориальным подразделением ГУ ГСЧС Украины; акт об уничтожении/повреждении имущества, составленный компетентным органом местного самоуправления; заключение о техническом состоянии несущих конструкций жилого дома, составленный строительным экспертом; справка об оценочной стоимости объекта недвижимости и имущества; и прочее.
Итак, предлагаю руководствоваться общими правилами подтверждения убытков: провести экспертную оценку ущерба, нанесенного имуществу; собрать копии всех документов, подтверждающих право собственности на имущество (договоры купли-продажи, выписки из реестров, свидетельства о регистрации транспортных средств и т.п.). Если документы не сохранились, то нужно заняться их восстановлением сразу после отмены военного положения; осуществить фото-видео-фиксацию нанесенных повреждений; привлечь свидетелей (соседей, рабочих предприятия и др.); собрать информацию о дате и обстоятельствах повреждения имущества (СМИ, социальные сети и мессенджеры и др.).
Нормативно – правовой составляющей при подготовке искового заявления будут следующие международно-правовые документы.
Положение преамбулы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированного Законом Украины от 17.07.97 N 475/97-ВР "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года, Первого протокола и протоколов N 2, 4, 7 и 11 к Конвенции" предусматривает, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязались обеспечить уважение прав человека путем гарантии этих прав. Гарантирование прав человека со стороны государства может производиться как активными действиями, так и воздержанием от совершения любых действий. Такая деятельность государства по гарантированию прав человека связана с видами обязательств со стороны государств-участников Конвенции, которыми являются отрицательные и положительные обязательства. Негативные обязательства - это обязательства государства воздерживаться от вмешательства в права и свободы, а положительные обязательства - наоборот, то есть государство должно что-то предпринять, совершить определенные действия, чтобы лицо могло воспользоваться своими правами по Конвенции. Это, например, может включать принятие законодательства, которое поможет обеспечить пользование гарантированными Конвенцией правами, или обеспечение реальных условий для реализации прав.
Указом Президента Украины N 64/2022 от 24.02.2022 года в Украине введено военное положение в связи с военной агрессией ответчика против Украины. На основании ст. 5 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" Российская Федерация как государство-оккупант в соответствии с IV Гаагской конвенцией о законах и обычаях войны на суше и приложения к ней: Положение о законах и обычаях войны на суше от 18 октября 1907 г., Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. и Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), от 8 июня 1977 г., несет ответственность за нарушение защиты прав гражданского населения.
Так, согласно ст. 32 Конвенции о защите гражданского населения во время войны, 1949 г., запрещается применение каких-либо мер, которые могут нанести физические страдания или привести к уничтожению лиц, находящихся под защитой, находящихся под их властью. Этот запрет распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья и медицинские или научные опыты, не вызванные потребностью лечения находящегося под защитой лица, но и на любое другое грубое обращение со стороны как гражданских, так и военных властей.
Также, согласно ст. 48 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I от 8 июня 1977 г.), для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов, стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда различать гражданское население и комбатантов, а также гражданские и военные объекты и соответственно направлять свои действия только против военных объектов. В частности, ст. 51 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. предусматривает, что гражданское население пользуется общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. Кроме того, на основании ст. 57 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., при проведении военных операций должна постоянно проявляться забота о том, чтобы оберегать гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты.
Так, в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН ES-11/1 от 02 марта 2022 года военная агрессия российской федерации была осуждена, как нарушающая статью 2(4) Устава ООН, а также суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины. Кроме того, Российскую Федерацию обязали прекратить применение силы против Украины и вывести свои вооруженные силы за пределы международно признанных границ Украины.
Также Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию ES-12/1 от 24 марта 2022 года, дополнительно осуждающую военную агрессию России против Украины, требуя от российской федерации прекращения военных действий, в том числе против атак против гражданских лиц и гражданских объектов, а также осуждая все нарушения международного гуманитарного права и нарушения прав человека и требуя безусловного соблюдения международного гуманитарного права, включая Женевские Конвенции 1949 года и Дополнительный протокол I 1977 к ним.
Согласно ст. 9 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" возмещение материального и морального вреда, причиненного вследствие временной оккупации государства Украина, юридическим лицам, общественным объединениям, гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, в полном объеме возлагается на российскую федерацию как на государство, совершающее оккупацию. Государство Украина всеми возможными средствами будет способствовать возмещению материального и морального вреда российской федерацией.
Конституционный Суд Украины в своем решении от 12.04.2012 года N 9-рп/2012 (дело N 1-10/2012) отметил, что в Украине как демократическом, правовом государстве человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются высшей социальной ценностью; права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства; государство отвечает перед человеком за свою деятельность; утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (статьи 1, 3 Конституции Украины).
Согласно ст. 22 ГК Украины лицо, которому причинен ущерб в результате нарушения его гражданского права, имеет право на возмещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 1166 ГК Украины имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездействием личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме нанесшим его лицом.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины в пункте 2 постановления от 27 марта 1992 года N 6 "О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении вреда", рассматривая иски о возмещении вреда, суды должны иметь в виду, что вред, причиненный лицу и имуществу гражданина или причиненное имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим, при условии, что действия последнего были неправомерными, между ними и вредом есть непосредственная причинная связь и есть вина указанного лица. Для наличия деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения: а) наличие вреда; б) противоправное поведение причинителя вреда; в) причинная связь между вредом и поведением причинителя; г) вина.
Гражданское законодательство в деликтных обязательствах предусматривает презумпцию вины, так что если в процессе рассмотрения дела указанная презумпция не опровергнута, то она является юридическим основанием для вывода о наличии вины причинителя вреда.
Учитывая приведенное и с учетом определенных гражданским процессуальным законом принципов состязательности и диспозитивности гражданского процесса, положений ГК Украины по возмещению вреда, именно на ответчика возложена обязанность доказывания отсутствия вины в причинении вреда.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда от 23 октября 2019 г. (дело N 761/6144/15-ц, производство N 61-18064св18).
Согласно ст. 23 ГК Украины моральный вред, в частности, заключается в физической боли и страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с душевными страданиями, в связи с противоправным поведением в отношении нее самой, членов ее семьи или близких родственников, а также повреждением здоровья. Моральный вред возмещается деньгами, другим имуществом или иным способом. Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения, глубины физических и душевных страданий, ухудшения способностей потерпевшего или лишения его возможности их реализации, степени вины лица, нанесшего моральный вред, если вина является основанием для возмещения, а также с учетом других обстоятельст, имеющих существенное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости. Согласно ст. 1167 ГК Украины моральный вред, причиненный физическому или юридическому лицу неправомерными решениями, действиями или бездействием, возмещается лицом, нанесшим его, при наличии его вины, кроме случаев, установленных частью второй настоящей статьи.
В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 31 марта 1995 года N 4 "О судебной практике по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда" разъяснено, что в соответствии с общими основаниями гражданско-правовой ответственности обязательному выяснению при разрешении спора о возмещении морального (неимущественного) вреда подлежат: наличие такого вреда, противоправность деяния его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправным деянием причинителя и вины последнего в его причинении. Суд, в частности, должен выяснить, чем подтверждается факт причинения истцу моральных или физических страданий или потерь неимущественного характера, при каких обстоятельствах или какими действиями (бездействием) они причинены, в какой денежной сумме или в какой материальной форме истец оценивает причиненный ему вред и из чего он при этом исходит, а также другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора. Указанный вывод высказан в постановлении Верховного суда от 19.03.2020 года по делу N 686/13212/19.
Кроме того, согласно статье 12 Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (2004), отражающей обычное международное право, государство не имеет права ссылаться на судебный иммунитет по делам, связанным с причинением вреда здоровью, жизни и имуществу, если такой вред полностью или частично причинен на территории государства суда и, если лицо, причинившее вред, в это время находилось на территории государства суда. Следовательно, судебный иммунитет Российской Федерации не подлежит применению ввиду нарушения Российской Федерацией государственного суверенитета Украины, а, следовательно, не является осуществлением Российской Федерацией своих суверенных прав, охраняемых судебным иммунитетом, поэтому государство Российской Федерации является надлежащим ответчиком по данному делу. Аналогичная правовая позиция была изложена Верховным Судом в постановлении от 18.05.2022г. по делу N 760/17232/20-ц.
Кроме того, в своем постановлении от 14.04.2022 года по делу N 308/9708/19 Верховный Суд также пришел к выводу, что на Российскую Федерацию не распространяется судебный иммунитет, поскольку совершение актов вооруженной агрессии иностранным государством не является реализацией ее суверенных прав, а свидетельствует нарушение обязательства уважать суверенитет и территориальную целостность другого государства – Украины, что закреплено в Уставе ООН. В частности, Верховный Суд установил, что такими действиями Российская Федерация вышла за пределы своих суверенных прав, гарантированных статьей 2 Устава ООН.
Суды будут принимать во внимание пребывание истца в состоянии постоянного стресса и нервозности в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, что привело к лишению собственного жилья и вещей, с учетом требований разумности и справедливости.
При уплате судебного сбора суды, исходя из практики, руководствуются ст. 141 ГПК Украины, согласно которой судебный сбор возлагается на стороны, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Другие судебные издержки, связанные с рассмотрением дела, возлагаются: 1) в случае удовлетворения иска – на ответчика; 2) в случае отказа в иске – на истца; 3) в случае частичного удовлетворения иска – на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований
Следовательно, судебный сбор в соответствующей категории дел, в случае обоснованного доказывания материального и морального вреда, причиненного в результате военного вторжения со стороны государства агрессора, согласно ст. 141 ГПК Украины, подлежит взысканию с ответчика – Российской Федерации в пользу государства.
Подготовка и сопровождение соответствующего иска о взыскании материального и морального вреда, причиненного в результате военного вторжения со стороны государства агрессора, должно быть поддержано квалифицированным юридическим сопровождением.