Меры содействия - предусмотренные частью первой статьи 397 Таможенного кодекса Украины (далее - Кодекс) меры по содействию защите ОИС, применяемых к товарам, подозреваемым в нарушении ОИС. На подразделения таможенных органов возложена функция организации применения мер содействия.

Однако есть много случаев, когда надлежащие меры содействия игнорируются специалистами Государственной таможенной службы Украины путем принятия неправомерных решений, как:

  • решение об отказе в регистрации объекта ОИС в таможенном реестре,
  • решение об отказе в продлении срока регистрации объекта ОИС в таможенном реестре,
  • решение об отказе во внесении изменений и/или дополнений к информации относительно зарегистрированного объекта ОИС.

Безосновательные отказы необоснованно лишают заявителя надлежащего права осуществлять реализацию в защите своих законных прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины.

Множество отказов основывается в своем большинстве исключительно на субъективных поверхностных предположениях, которые не подтверждены ни одним нормативным документом. Специалисты таможенной службы не имеют права ссылаться на источники без надлежащего документального подтверждения своих выводов. Толкование норм закона, анализ открытых источников должно применяться на основании достоверной и надлежащей информации, а не основываться на субъективных предположениях должностных лиц. Следует также добавить, что возникновение сомнений или подозрений должно быть подкреплено законодательно, с указанием жесткой логической причинно-следственной связи поскольку в противном случае возникновение сомнений или подозрений подпадает исключительно под субъективную оценку, которая может ни на чем базироваться.

Законодательством установлено, что каждое лицо имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы.

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. В то же время согласно ч. 2 настоящей статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.

Адвокаты нашей компании сформировали большую практику по спорам с таможенными органами и создали первые законодательные прецеденты на стороне заявителей – физических или юридических лиц.

Признание незаконными решений субъекта властных полномочий может являться способом защиты гражданского права или интереса. То есть, если нарушение своих прав лицо видит последствия, которые вызваны решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий, которые она считает неправомерными, и эти последствия привели к возникновению, изменению или прекращению гражданских правоотношений, имеют имущественный характер или связан с реализацией ее имущественных или личных неимущественных интересов, признание незаконными (противоправными) таких решений является способом защиты гражданских прав и интересов.

Каждое лицо может обжаловать действие, бездействие, решение таможенных органов, различных организаций и их должностных лиц, если полагает, что такими действиями, решениями или бездействием нарушены его свобода, права или интересы.

Предметом обжалования могут быть:

  • решение – акты, которыми органы таможни, организации, их должностные лица принимают решения по тем вопросам, которые предусмотрены законом Украины по вопросам таможенного государственного дела, удовлетворяют заявления, жалобы, ходатайства определенных юридических или физических лиц, или же несут ответственность отказом в их соответствующем удовлетворении;
  • действия - разные поступки должностных лиц или других работников органов таможни, организаций, связанных с исполнением ими всех тех обязанностей, которые возложены на них Кодексом и многими другими актами закона Украины;
  • бездействие - отсутствие исполнения таможенными организациями, органами, должностными лицами и другими работниками всех тех обязанностей, которые были возложены на них Таможенным Кодексом и другими актами закона Украины или непринятие ими всех решений по вопросам, относящимся к их полномочиям на срок, который определяется законом.

Процедура обжалования действий, решений, бездействия таможенных организаций, органов, их должностных лиц и многих других работников в органы высшего уровня и должностным лицам.

Чиновниками высокого уровня в отношении должностных лиц и других работников таможенных органов и организаций именно руководители этих же организаций и органов.

К органам высшего уровня относятся:

  • в отношении таможенных постов, главные структурные подразделения которых – это таможенные посты;
  • в отношении таможен, специализированных органов, организаций – это центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в области государственного таможенного дела;
  • в отношении центрального органа власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в области государственного таможенного дела. Этот орган исполнительной власти обеспечивает формирование и занимается реализацией гос политики в денежной сфере.

Жалоба на действие, деятельность, бездействие должностного лица или какого-нибудь другого работника таможни подается руководителю этой организации или органа. Жалоба на действие, решение, бездействие руководителя поста таможни подается в таможню, структурным подразделением которой является этот же таможенный пост. Жалоба на решение, бездействие, действие руководителя таможни, таможенного специализированного органа, организации подается в определенный центральный орган власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в области таможенного государственного дела. Жалоба на действие, решение, бездействие руководителя органа власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в области государственного таможенного дела, направляется в центральный орган. Он и обеспечивает формирование политики в сфере финансов и реализует ее, если это не предусмотрено законодательством.

Выполнение обжалованного решения может быть прекращено полностью либо в какой-то определенной части должностным органом, либо лицом, рассматривающим жалобу. Должен быть письменный обоснованный ответ в сроки, определенные законом.

Решения, бездействие, действия органов таможни или всех их должностных лиц могут быть обжалованы в суде в порядке, определяемом законом.

В том случае, если бездействие, деятельность, решение таможенного органа или его должностного лица в одно и то же время обжалуются должностному лицу высокого уровня и в суд. Суд открывает производство по этому делу. Рассмотрение жалобы органом высокого уровня прекращается.

Заявителем в соответствующих спорах с Государственной таможенной службой Украины есть заявитель (физическое или юридическое лицо) или законный представитель заявителя.

Рассмотрение соответствующих споров о признании противоправным и отменить решение Государственной таможенной службы Украины, оформленное соответствующим письмом, об обязательствах Государственной таможенной службы Украины восстанавливать права путем проведения надлежащих регистрационных действий отнесен к компетенции административного суда.

Предписаниями ч. 2 ст. 19 КАС Украины установлено, что административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездействия субъектов властных полномочий, принятых (совершенных, допущенных) в отношении конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом за зарегистрированным в установленном законом порядке местожительством (нахождением, нахождением) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Если такое лицо не имеет места жительства (нахождения, нахождения) в Украине, дело решает административный суд по местонахождению ответчика.

Так что истец обращается в соответствующий административный суд по своему местонахождению.

Такие дела могут рассматриваться в порядке упрощенного искового производства. Упрощенное исковое производство предназначено для рассмотрения дел незначительной сложности и других дел, для которых приоритетным является быстрое разрешение дела (часть вторая статьи 12 КАСУ). Суд рассматривает дела по правилам упрощенного искового производства в течение разумного срока, но не более шестидесяти дней со дня открытия производства по делу (часть первая статьи 258 КАСУ).

Ответственность органов таможни и их должностных лиц.

Должностные лица и другие работники таможни, принявшие неправомерные решения, совершили неправомерные действия или допустили бездействие, включая личные корыстные цели или в пользу других лиц, несут административную, уголовную, дисциплинарную ответственность, соблюдая закон.

Тот ущерб, который был причинен лицам или их имуществу различными неправомерными действиями, решениями, бездействием органов таможни, организаций или их должностных лиц и других работников в процессе исполнения ими всех своих трудовых обязанностей, а также возмещается этими организациями, органами в порядке, который определяется законом.

Обжалование решений Государственной таможенной службы Украины о внесении объекта ОИС в таможенный реестр является приоритетным направлением деятельности адвокатов нашей компании. Наша компания гарантирует высокое качество услуг по разумной цене. Выполняем задачи в кратчайшие сроки с гарантией практического результата.


Смотрите также материалы по этой теме:


На печать