pdfСкачать эту статью в PDF253.26 KB

Объем патентования изобретений в стране является одним из индикативных показателей ее  конкурентоспособности на мировом рынке. 
1. Анализ активности патентования изобретений в Украине показывает, что процесс технического и технологического развития страны продолжает замедляться. Так, по данным Украинского патентного ведомства, в 2010 году было подано 5312 заявок на изобретения, что всего на 5% больше, чем в 2009 году, в котором их количество (относительно 2008 года) сократилась на треть. Также ежегодно сокращается количество действующих патентов на территории Украины. (от 32438 в 2006 году до 24617 в 2010 году), что составило падение на 25%., Это говорит о незащищенности страны перед массированной экспансией импортной продукции и незавидном положении отечественного производителя.. Мы наблюдаем продолжающийся ввоз импортных товаров и технологий, в том числе промышленной и бытовой техники, которые заняли доминирующее положение на украинском рынке, вытесняя отечественных производителей производителей товаров и услуг.
На фоне общего сокращения изобретательской деятельности в стране и объема патентования, в частности, особую обеспокоенность вызывает крайне низкий показатель изобретательской активности национальных заявителей, который определяется количеством подаваемых заявок на изобретения в год. 
К сожалению, приходится констатировать, что процесс стагнации в области изобретательства в Украине набирает обороты. Практика подачи заявок национальными заявителями в последние годы показывает, что доля украинских изобретателей в общем объеме поданных заявок на изобретения в Украине неуклонно снижается по сравнению с зарубежными заявителями. При этом, если удельный вес заявок украинских изобретателей в 2006 году составлял 58,5% от общего числа поданных заявок в Украине, то в 2009 году он снизился до 51,2%, а в  2010 году составил только 48,1% [1].
Объем патентуемых изобретений украинскими заявителями за период 2009-2010г.г. составил около 2500 заявок в год. Если сравнить этот показатель с  количеством ежегодно подаваемых заявок американскими заявителями в США, то в 2010 году в США было подано более 250 тысяч заявок на изобретения [2]. Таким образом, количество ежегодно создаваемых изобретений в Украине составляет менее 1% (!!!) от количества изобретений, создаваемых в США. 

О чем это свидетельствует?
Нетрудно догадаться, поскольку объем патентования изобретений напрямую связан с темпами развития экономики любой страны мира. Промышленно развитые страны западной Европы, США, Китай, Япония являются лидерами в создании и освоении научно-технических разработок. Прирост ВВП за счет внедрения новых технологий в указанных странах составляет 60-90%, в то время, как в Украине - менее 1% [3].
Естественно, что Украина оказалась в числе аутсайдеров технического прогресса и украинская экономика за последние годы неуклонно превращается из экспортно ориентированной в импортно зависимую.

2. С момента вступления Украины в ВТО уже прошло более трех лет и, как и ожидалось, это не привело к усилению научно-технического потенциала страны и активизации технического творчества. Собственно, такая задача, как развитие собственного научно-технического потенциала, при вступлении в ВТО и не ставилась. 
Скорее, вступление в ВТО привело к дальнейшему падению изобретательской активности в стране. Одним из требований ВТО было уравнивание пошлин за патентование для национальных и иностранных заявителей. В связи с чем, при вступлении Украины в ВТО резко увеличились размеры сборов за патентование изобретений для украинских заявителей, что привело к сокращению количества подаваемых заявок на изобретения и размыванию уже существующего патентного портфеля предприятий и организаций. Предприятиям стало невыгодно нести затраты на патентование (а также поддержание действия полученных патентов) из-за высоких патентных сборов, при отсутствии каких-либо стимулирующих воздействий со стороны государства. Причины такого положения с изобретательством и патентованием изобретений связаны, прежде всего, с отсутствием государственной инновационной политики, ориентированной на техническое и технологическое развитие Украины. Реляций, направленных на утверждение приоритета инновационного развития Украины, хватает, однако конкретных мер для движения в выбранном направлении не видно. Отсутствие должного финансирования со стороны государства сводит на нет все усилия изобретательского сообщества  в этом направлении. Хорошо известно, что без нововведений любое общество стагнирует и деградирует, а тот, кто не платит своему изобретателю обязательно платит чужому.
В Украине нет разработанной инновационной политики, не созданы условия для развития венчурного бизнеса и внедрения новых разработок. Страна балансирует на грани очередного экономического кризисна, поскольку без развития собственного научно-технического потенциала невозможно решить более важные геополитические задачи  и определить место Украины в современном мире.
В то же время, в качестве положительного примера можно привести инновационную политику развитых европейских стран, в частности Германии, где правительство разрабатывает стратегию инновационного развития, а все нижестоящие управленческие структуры принимают эту стратегию для исполнения. Основные формы поддержки изобретательства и инновационного бизнеса – это компенсация затрат на производство новой продукции и внедрение новых технологий (Франция, США), создание фондов содействия инновациям (Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария), оторочка уплати таможенных пошлин (Австрия), уменьшение налогового бремени (Япония, Китай). Кстати, благодаря целенаправленной политике в области изобретательства Китай выходит в мировые лидеры по числу ежегодно подаваемых  заявок на изобретения и планирует в 2012 году опередить Японию и США по этому показателю. Результаты промышленного развития Китая также говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются.
Где же видит себя Украина? В ряду промышленно развитых стран или в качестве аграрного государства, потребляющего импортную технику без надежды на собственное техническое развитие? Вопрос риторический.
 
3. Сложившееся положение нуждается в немедленном исправлении. Новые технологии касаются каждого – это, в первую очередь, решение насущных вопросов жизнеобеспечения человека, от экологии и энергетики до медицины и сельского хозяйства. 
В нашу задачу не входит анализ всех причин такого положення с изобретательством в стране, однако регулярно провозглашаемые заявления нашего руководства об инновационном пути развития Украины без конкретних адекватных мер, направленных на поддержку изобретательства в стране, больше всего похожи на заклинання жрецов, пытающихся вызвать дождь в период засухи, чем на осмысленную программу действий, предпринимаемых для активизации научно-технического прогресса страны.
Надо отметить, что последние инициативы РФ в плане создания «Евразийского союза» прямо подталкивают Украину к осознанию своей роли в будущем объединении и тому месту, которое ей предназначено в этом союзе. И это место - отнюдь не роль «силиконовой долины» на просторах СНГ. Расхожее мнение, что у Украины большой научно-технический потенциал, неуместно без использования глагола «был». Изобретатели на 95% - люди старшого поколения, ставшие изобретателями еще в СССР.
Для принятия мер по исправлению ситуации с изобретательством в Украине необходимо поднять престиж изобретательского творчества, что невозможно сделать без поддержки государства. Эта задача не может быть решена частными усилиями отдельных энтузиастов. Любые разрозненные действия в этом направлении заранее обречены на неудачу. Только целенаправленная государственная политика может обеспечить подьем изобретательства и положить начало научно-техническому возрождению Украины.
Меры, способные изменить положение вещей – это, в первую очередь, политическая воля высшего руководства страны. Вопросы поддержки изобретательства можно легко утопить в бюрократических проволочках, потому необходимо решать вопрос на законодательном уровне, например путем разработки и принятия закона Украины «О поддержке изобретательста в Украине». 
Например, развитию системы охраны изобретений в КНР уделяется большое внимание на государственном уровне, что существенно отличается от политики Украины в этом вопросе. Феномен стремительного экономического развития Китая требует тщательного анализа и изучения, однако ясно, что достижения КНР в области освоения изобретений и внедрения инноваций, являются следствием целенаправленной политики в вопросах развития науки и техники.
Во-вторых, в обществе должен быть поднят престиж творческого и изобретательского труда. Требуется сформировать общественный запрос на изобретения, который не может появиться без целенаправленной пропаганды изобретательского творчества в средствах массовой информации: радио, телевидении, сети Интернет.
Примером общественно просветительской деятельности может служить проведение рулярных конкурсов изобретателей различных уровней от отраслевых и городских до всеукраинских и международных. Необходима организация публичных и виртуальных выставок, посвященных вопросам изобретательства, известным изобретателям, творчеству молодежи и т.д.
В-третьих, возрождение и восстановление различных форм обучения изобретательству в школах, высших учебных заведениях, специальных учебных центрах.
Изучение курса «Интеллектуальная собственность» в настоящее время является обязательным для ряда технических специальностей в высших учебных заведениях, что является позитивным фактором, направленным на повышения образовательного уровня будущих выпускников высшей школы. Однако это не дает ощутимых результатов в вопросе активизации изобретательства в стране без приобретения практических навыков технического творчества. Должна проводиться планомерная учебно-практическая работа, начиная от уроков технического творчества в средних школах до изучения обязательного курса «Методология изобретательского творчества» в высших учебных заведениях.
Только целенаправленной согласованной работой различных министерств и ведомств можно достичь положительных преобразований в сфере изобретательства в Украине.

В заключение хочется привести слова Конфуция, который говорил более двух тысячелетий назад: «Кто не имеет дальних дум, не избежит близких огорчений». Эта истина не устарела и сегодня.


Опубликовано в: Економічні аспекти сучасних технологій управління в економіці, науці, освіті в ХХІ столітті в умовах фінансової кризи. Матеріали міжнародної наук.-практ. конф. (Шістнадцяті Ліберманівські читання). Вчені записки Харківського інституту управління. Науковий журнал, серія «Наука і практика управління», випуск № 32, с. 177-181

Источники информации:
  1. Промислова власність у цифрах. Показники діяльності Державного департаменту інтелектуальної власності та Державного підприємства «Український інститут промислової власності за 2010 рік, К., 2011, 55 с.
  2. Сайт патентного відомства США – http://www.uspto.gov
  3. Мазур А.А. Роль государства в объединении инновационного потенциала украинской науки и промышленности, в сборнике «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности», Материалы XVI Международной научно-практической конференции, г. Евпатория, 2011, с. 5-8.