14122020

10.12.2020г. в Харьковской государственной научной библиотеке им. В.Г. Короленко для студентов Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" был проведен on-line тренинг, в режиме видеоконференции, по теме "Защита прав интеллектуальной собственности в сети Интернет".

Интернет, по утверждению ведущего тренинг патентного поверенного Украины Евгения Стогния (ООО "Компания "ИНВЕНТА"), является одним из основных достижений современности, которое кардинально повлияло и изменило формы социального общения между людьми.

Из истории создания сети Интернет известно, что в 1959 году по инициативе Пентагона было создано Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США –  АRPA (Advanced Research Projects Agency). На эту организацию была возложена задача разработки передовых идей и новых технологий, которые бы выходили за рамки существующих на то время знаний и текущих потребностей. Создание Интернета стало наибольшим успехом этой организации. Интернет быстро набирал обороты и в 1996 году количество подключенных к сети пользователей составляло 150 тыс., в 2011 году их число превысило 1 млрд., а в 2019 году количество пользователей приблизилось к 3 млрд. Частные лица и организации поначалу создавали персональные «домашние страницы», где публиковали все, что угодно. Сначала эти публикации не имели коммерческой цели и были написаны для развлечения, но затем Интернет стал использоваться как для рекламы товаров и услуг, так и для их продажи. В настоящее время электронная торговля вышла на первое место в мире по годовому обороту. Так, в черную пятницу 13 ноября с.г. объем продаж на электронной торговой площадке АliExpress за первые полчаса ее работы составил более $30 млрд., что сопоставимо с годовым бюджетом Украины.

В объеме проведенного тренинга были рассмотрены вопросы регистрации и защиты доменных имен в сети Интернет. Ввиду постоянно возрастающего значения Интернет в коммерции и торговле ведущие компании давно поняли, что сходство доменного имени с наименованием компании стало важным подтверждением ее присутствия в сети Интернет. Торговые марки, на основании которых регистрируются доменные имена, являются важным элементом коммерческой деятельности и широко используются в электронной торговле, осуществляемой через Интернет. Использование торговой марки в наименовании домена создает у потребителя ассоциативную связь между предлагаемым товаром или услугой и доменным именем. Однако, в отличие от торговой марки, право на доменное имя возникает одновременно с подключением пользователя к сети Интернет. При этом никакой экспертизы, подобной той, что осуществляется в Патентном ведомстве при регистрации торговых марок, относительно наименования доменов не проводится. Доменные имена раздаются по принципу «Кто первый пришел – того и регистрируют». В то же время их коммерческая ценность очень высока, поскольку владельцы доменов получают право на их использование, во многом аналогичное исключительному праву на использование торговой марки, но без территориальных ограничений. На сегодня в мире зарегистрировано более 370,7 млн.  доменных имен второго уровня.

На  вопросы участников тренинга о возможности регистрации доменных имен в Украине был дан следующий ответ: - Национальные доменные имена верхнего уровня идентифицируют государства, в которых они зарегистрированы: .ua – для Украины; .us – для США; .de – для Германии и т.д. Национальные доменные имена второго уровня состоят из указания страны и названия определенного сайта, например - imena.ua, inventa.ua, hostmaster.ua и т.д. Домен .ua был делегирован Украине в 1992 году. С тех пор Украина располагает сетью доменов второго уровня ****.ua, которая содержит в настоящее время 548 тыс. доменных имен. Регистрацией доменов второго уровня в Украине занимается созданная в 2001 году организация ООО «Хостмайстер». Именно она осуществляет регистрацию и администрирование доменов второго уровня ****.ua. При этом необходимым условием получения домена второго уровня, согласно Правил домена .UA, является наличие у заявителя зарегистрированной торговой марки.

Также в практической части тренинга были рассмотрены  вопросы защиты прав авторов в сети Интернет. Эта сфера достаточно сложна с точки зрения соблюдения и использования прав на контент, размещенный в Сети. Проблемы нарушения авторских прав в Интернете являются одними из наиболее острых и актуальных. Сущность указанных нарушений такая же, как и вне сферы Сети. Основное отличие состоит в том, что простота копирования и виртуальная форма объектов авторского права в Интернете не позволяют так же просто решить проблему доказательства нарушения авторских прав, как при наличии материальных носителей, например газет, журналов, книг, нотных записей, картин, скульптур и т.д. Таким образом, анализ действующего законодательства в области авторского права и смежных прав показывает его ограниченность в вопросе регулирования и защиты исключительных прав в сети Интернет. В связи с возможностью анонимного доступа к Интернету, сложно установить личность нарушителя авторских прав, поместившего произведение в Сети, а также  привлечь его к ответственности и доказать факт нарушения авторского права.

В этой части тренинга поступил следующий вопрос от участника тренинга: - Не является ли нарушением авторских прав скачивание информации из Сети при выполнении студентами своих учебных заданий?

На этот вопрос был дан следующий ответ: - Как правило, конечный потребитель не является нарушителем авторских прав, поскольку не извлекает материальной выгоды из тиражирования данного произведения и использует его в учебных целях. Однако при этом следует помнить о том, что необходимо указывать имя автора цитируемого текста. Если же данный текст выдается за собственный, тогда он является плагиатом и Вас ждет неизбежное наказание в виде неуда за плагиат. Как говорил Конфуций по этому поводу «Кто не имеет дальних дум, не избежит близких огорчений».