09.11.2020г. в Харьковской государственной научной библиотеке им. В.Г. Короленко для студентов Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" был проведен on-line тренинг, в режиме видеоконференции, в котором приняло участие 22 слушателя, по теме "Методика решения изобретательских задач.
Начиная тренинг патентный поверенный Стогний Е.С. (ООО "Компания "Инвента") рассказал о выдающихся изобретателях: от Томаса Эдисона и Генри Форда до Билла Гейтса и Илона Маска.
Изобретения всегда являются результатом технического творчества. Именно они обеспечивают технический прогресс, начиная с древности - от каменного топора до современного электромобиля.
Когда Эдисон (США) изобрел первую лампу накаливания, то получил на нее более 2000 патентов, так как патентовал свои разработки в разных странах мира.
В то же время, как известно, первые эксперименты по регистрации Х-лучей были поставлены нашим соотечественником Иваном Пулюем, который сотрудничал с Рентгеном, но патента на свое изобретение так и не получил. В итоге Х-лучи были названы рентгеновскими лучами и пальма первенства оказалась в руках у Рентгена.
Похожая история случилась также с украинским изобретателем Тимченко, который первым сконструировал кинопроекционный аппарат, но тоже его не запатентовал. В результате изобретателями кинопроектора считаются французские изобретатели - братья Люмьер.
Возникает закономерный вопрос - почему это произошло? Ответ банален - украинские первопроходцы не были нацелены на патентование своих изобретений.
Задача настоящего тренинга - рассмотреть вопрос патентования изобретений, с целью сохранения их приоритета. Поэтому в практической части тренинга были освещены основные подходы к составлению формул изобретения.
В частности, ведущий тренинга остановился на вопросах, которые возникают при решении различных технических задач. Слушателям была предложено дать ответ на такой вопроc: Почему в метро не слышно стука колес электропоезда, а когда едешь по железной дороге, то стук колес постоянно слышен?
В качестве примера, для решения подобной технической задачи, связанной с повышением безопасности движения автотранспорта, было приведено несколько решений, связанных с организацией движения автотранспорта, благоустройством дорожного полотна, освещением дорожной разметки и дорожных знаков. Одним из решений задачи оптимальной организации движения автотранспорта является создание адаптивной системы управления автомобилем без водителя, который управляется с помощью современных автоматических навигационных средств, Такая система в настоящее время используется в некоторых городах Европы и США и автомобили, оборудованные этой системой автопилотирования, уже имеют суммарный пробег в несколько млн. миль. Безусловно, такая система автопилотирования является инновационной разработкой, основанной на использовании изобретений. И для патентования этих изобретений потребовались усилия не только инженеров, но и патентоведов. Поэтому в практической части тренинга были освещены основные подходы к составлению формул изобретения.