Ведущий тренинга, патентный поверенный Украины Евгений Стогний (ООО "Компания "ИНВЕНТА"), рассказал участникам, подключившимся к on-lain трансляции на платформе ZOOM о роли и значении торговой марки в создании бренда и маркетинге товаров и услуг.
Торговая марка служит для маркировки и отличия товары и услуги одного производителя от аналогичных товаров и услуг другого производителя. Поэтому каждая торговая марка является основой для создания бренда товара или бренда производителя.
В настоящее время торговая марка является решающим фактором при выборе товара и составляет значительную часть стоимости последнего. Специализирующаяся на оценке торговых марках консалтинговая компания Interbrand (США) ежегодно составляет перечень наиболее дорогих торговых марок в мире и соотносит их стоимость с рыночной капитализацией компаний-владельцев.
В качестве лидеров среди мировых брендов выступают всемирно известные торговые марки AMAZON, APPLE и GOOGLE , которые занимают высшие ступени в мировом рейтинге. Так, капитализация торговой марки AMAZON, работающей в сфере электронной торговли, составила в 2018 году $150,8 млрд. Производитель персональных и планшетных компьютеров - корпорация APPLE является одним из пионеров в области персональных компьютеров и современных операционных систем. Стоимость ее торговой марки составляет $146,3 млрд. Третье место в этом рейтинге занимает американская транснациональная корпорация GOOGLE, которая управляет более чем миллионом серверов в центрах обработки данных по всему миру и обрабатывает более одного миллиарда поисковых запросов в день. Стоимость ее торговой марки составляет $120,9 млрд.
Далее докладчик остановился на анализе стоимости торговых марок, представленных на украинском рынке.
Рейтинг 100 национальных торговых марок по итогам 2018 года был проведен консалтинговой компанией MPP Consulting. По оценке указанной компании суммарная стоимость этой сотни марок равняется $5,9 млрд.
Первым номером среди торговых марок Украины является Моршинська, стоимость которой составляет $533 млн. На второй позиции находится Новая почта с капитализацией $285 млн, на третьей - Rozetka с капитализацией $244 млн, на четвертой Приватбанк - с $237 млн и на пятой - Sandora с капитализацией $231 млн. Указанные бренды широко известны потребителям Украины и пользуются заслуженным уважением. Так, минеральная вода под торговой маркой Моршинська представлена в 93% торговых точек Украины. Сходный процент заполнения прилавков магазинов имеет и продукция компании Sandora.
Новая почта, также как и компания Rozetka, получили 2-е и 3-е место в указанном рейтинге благодаря бурному развитию и расширению электронной торговли в сети Интернет. Следует отметить, что компания Новая почта образовалась в 2001 году, имея стартовый капитал всего $7 тысяч. Сегодня годовая выручка этой компании оценивается в $10 млрд.
Развитие и укрепление бренда - это непрерывный процесс, растянутый на многие годы. Так, например, торговая марка напитка Coca-Cola была зарегистрирована в США в 1932 году, а в 2000 году эта марка стала торговой маркой № 1 в мире и ее стоимость составила $72,5 млрд, что равнялось 51% стоимости одноименной компании.
Посмотрим, как изменилась стоимость этой марки в 2018 году. Компания Coca-Cola, опустилась в мировом рейтинге на скромное 38 место с объемом капитализации торговой марки $30,4 млрд, что тоже не так мало, если сравнить с суммарной стоимостью 100 лучших марок Украины, которая составила $5,9 млрд в 2018 году, т.е всего 1/5 стоимости торговой марки Coca-Cola или 1 / 25 от цены бренда Amazon — торговой марки № 1 в мире.
Выступление докладчика вызвало интерес у участников мероприятия, которые задавали в on-lain режиме вопросы, касающиеся методики определения стоимости торговых марок, как в мировой практике, так и в условиях Украины.