Эта статья будет актуальна как для разработчиков компьютерных и онлайн игр, так и для авторов настольных игр.
Как защитить свою игру от копирования конкурентами?
Что делать, если идею вашей игры украли и выдают за свою?
Ниже вы найдете ответы на эти вопросы и узнаете, как правильно построить стратегию защиты игры как объекта интеллектуальной собственности. Мы неоднократно помогали нашим заказчикам регистрировать права на свои игры и защищать их от плагиата, поэтому можем дать вам практические рекомендации, проверенные жизнью.
Как защитить название игры?
Название своей игры вы можете зарегистрировать как торговую марку. Для более полной защиты кроме самого названия игры можно зарегистрировать также названия и изображения героев игры и эпизодов. Для регистрации доменного имени в зоне .ua для сайта игры также нужно получить свидетельство о регистрации торговой марки.
Для отнесения компьютерной или онлайн игры к определенному классу товаров и услуг обычно выбирают 09-й класс товаров "Компьютерные игры" Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), а также 41-й класс услуг "Развлечения и онлайн игры" и 42-й класс услуг "Разработка компьютерных программ". Для настольных игр следует указывать 28-й класс товаров "Игры, игрушки".
Если планируется продажа сувенирных товаров и атрибутики с использованием названия игры и изображений ее героев, то выбираются соответствующие классы МКТУ для каждой группы товаров.
Имейте в виду, что охрана торговой марки возможна только в той стране, где была подана заявка на регистрацию. В этой статье речь идет о правах, действующих на территории Украины. Если вы хотите защитить свою игру на международном уровне, то нужно регистрировать торговую марку в конкретных странах или подавать единую международную заявку по Мадридской системе.
Можно ли запатентовать идею игры?
Идея игры может быть защищена с помощью авторского права, для этого нужно описать ее концепцию: основные характеристики, сценарий, правила, персонажи и получить авторское свидетельство на произведение.
Авторское свидетельство дает имущественные и неимущественные права.
К неимущественным правам относятся:
- право требовать указания имени автора произведения при любом его публичном использовании;
- право требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому его искажению или изменению.
К имущественным правам относится исключительное право автора запрещать воспроизведение, публичное исполнение, переработку своего произведения и возможность получать вознаграждение за его использование.
Срок действия имущественных прав - на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Неимущественные права охраняются бессрочно.
Как запатентовать правила игры
В нашей практике есть примеры регистрации игр, в частности, настольной игры "Крысиные бега", как объекта авторского права. Для регистрации последней было получено несколько авторских свидетельств на описание правил игры: правила игры, художественное оформление игрового поля, иллюстрации к игре и набор карточек для игры. При этом на каждую новую версию игры было получено отдельное авторское свидетельство, в котором отражались вносимые изменения.
Стоимость регистрации авторских прав на одно произведение составляет для частных лиц около 800 грн., а для юридических лиц около 1800 грн.
Как защитить графику игры?
Графические элементы игры могут быть защищены двумя способами: с помощью патентования как промышленные образцы или с помощью авторского права как произведения.
1-й способ: Процесс получения патента на промышленные образцы занимает около 6-8 месяцев по стандартной процедуре и 2 месяца по ускоренной. Стоимость получения патента составляет около 2900 грн. Действителен он в течение 10 лет и может быть продлен еще на 5 лет. Следует учесть, что для поддержания патента на промышленный образец в силе ежегодно уплачиваются патентные пошлины.
2-й способ: Графическая концепция игры может быть описана и зарегистрирована как авторское произведение. Авторские фото и иллюстрации (картинки) могут быть защищены объекты авторского права.
Можно ли запатентовать исходный код компьютерной игры?
В большинстве стран, включая Украину, законодательно предусмотрена охрана компьютерных программ с помощью механизма авторского права по аналогии с литературными произведениями. Это значит, что защита авторским правом распространяется только на текст кода и не распространяется на принципы, методы, процессы или процедуры, используемые в программе. Таким образом, если кто-то изменит оформление программного кода вашей игры, не изменяя его сути, то он получит совершенно новый объект, уже незащищенный вашим авторским свидетельством.
Для защиты функциональной части компьютерной игры можно использовать патентование используемых в ней функций или алгоритмов. Объектом защиты в этом случае будет алгоритм, т.е. принцип или метод решения конкретной задачи, на основе которого создана компьютерная программа игры.
Чтобы рассчитывать на патентную охрану как изобретение, алгоритм вашей программы должен быть соответствовать 3 критерием патентоспособности - новизне, изобретательскому уровню и промышленной применимости. Для патентования в качестве полезной модели достаточно иметь новизну и промышленную применимость, без изобретательского уровня. Об отличиях между ними можно прочитать в статье "Чем полезная модель отличается от изобретения?"
Очень важно правильно составить патентную заявку, поскольку после подачи возможности изменить ее ограничены, поэтому рекомендуем вам проконсультироваться у эксперта по интеллектуальной собственности для составления заявки.
Процесс патентования изобретения занимает 1,5-2 года, патент на изобретение выдается на 20 лет, при этом каждый год уплачивается пошлина за его поддержание в силе.
Патент на полезную модель может быть получен через 4-6 месяцев и действителен он в течение 10 лет, при этом за поддержание патента на промышленный образец ежегодно уплачиваются патентные пошлины.
Можно ли запатентовать игру в качестве изобретения либо полезной модели?
Учитывая то, что в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу, при условии, что упомянутое техническое решение является новым, промышленно применимым и обладает изобретательским уровнем.
Поэтому игры могут быть запатентованы в качестве изобретения либо полезной модели, и особых условий для патентования игр, конечно же, при, при соблюдении упомянутых ограничительных условий. Наиболее вероятней, что патентовании игр, может подпадать как устройства (игровые поля, элементы игры), так и способы.
Также следует обратить внимание на то, что наиболее перспективным является патентование технических решений в качестве полезных моделей, т.к. полезная модель, в отличии от изобретения, удовлетворяет двух условиям правовой охраны: новизна и промышленная применимость, при этом срок регистрации полезной модели составляет до 1 года с даты подачи заявки патентное ведомство, что очень актуально для игр, которые имеют небольшой срок использования на рынке и часто зависят от моды и сиюминутных ожиданий рынка.
Для примера патентования игр и её составных элементов в качестве изобретений можно привести следующие патенты:
- настольная игра №№ RU2478004, RU2452547 и RU2299752;
- элементы настольных игр №№ RU2435623 и RU2390361;
- спортивные игры №№ RU2519958, RU2262970 и RU2366481;
- системы управления или взаимодействия №№ RU2522023, RU2498519 и RU2482537.
Также для примера патентования игр и её составных элементов в качестве полезных моделей можно привести следующие патенты:
- настольная игра №№ RU146752, RU142248, RU117823 и RU96021;
- элементы настольных игр №№ RU143363, RU115675, RU81085, RU30089 и RU22888;
- спортивные игры №№ RU92802, RU87357 и RU72828;
- системы управления или взаимодействия №№ RU128743, RU94454 и RU79048.
Следует учитывать, что выбор вида охраны (изобретение или полезная модель), разработанной игры или её элементов, зависит от самой технической сути разработанного технического решения, а также зависит от иных упомянутых условий, прямо не связанных с патентованием, но всегда учитываются при его осуществлении - планы вывода игры на рынок, время вывода игры на рынок, ёмкость рынка и возможные прибыли от использования разработанного технического решения, текущей финансовой ситуации.
Что делать, если идею вашей игры украли и выдают за свою?
Если ваши авторские права на игру либо ее элементы могут быть подтверждены документально (свидетельствами о регистрации товарного знака (торговой марки), авторскими свидетельствами, патентами и т.д.), Вы можете направить Письмо-претензию, в качестве предупреждение нарушителю Ваших прав.
Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции Украины "никто не может использовать или распространять результаты творческой деятельности лица без его согласия". Также, согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Закону Украины "Об авторском и смежных правах" от 23.12.93 № 3792-ХП "автору принадлежит исключительное право разрешать или запрещать использование своего произведения другими лицами".
Вы можете предложить нарушителю приобрести права на Вашу игру, или же так изменить концепцию его игры, чтобы она не нарушала Ваших авторских прав, или же решать этот вопрос в судебном порядке.
Согласно ст. 51 Закона Украины "Про авторське право і суміжні права" защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского права осуществляется в порядке, установленном административным, гражданскимa и уголовным законодательством. Суд может обязать нарушителя возместить моральный ущерб за нарушение авторских прав, удержать с него доход, полученный вследствие нарушения, обязать выплатить компенсацию в размере от 10 до 50000 минимальных заработных плат, изъять контрафактные образцы игры либо обязать третьих лиц прекратить распространение или хранение образцов игры.
Мы рекомендуем Вам защищать свои авторские права на игры, т.к. существует объективная цена усилий автора, которую нужно, по меньшей мере, "отбить" у нарушителя. Ваша интеллектуальная собственность должна обеспечивать Вам получение дохода, а не приносить убытки.
Смотрите также материалы по этой теме:
- Как запатентовать сайт? Ответ экспертов интеллектуальной собственности
- Как запатентовать идею? Ответ экспертов ИНВЕНТА
- Регистрация торговых марок
На печать