Часть I. Дизайнерский ликбез
Среда обитания современного человека значительно усложнила поставленные перед ним задачи, перенеся его на другой уровень существования. Образованность, увеличившиеся возможности и изменения в обществе перевернули взгляды на повседневную жизнь. Это непосредственно повлияло на наши потребности и то, как мы намерены их удовлетворить. Множество разнообразных крупных и мелких торговых точек, предлагающих широкий спектр товаров и услуг одного и того же назначения заставило забыть о том, что такое дефицит и бесконечные очереди, предлагая покупателю множество альтернатив, направленных на решение одной и той же задачи.
При этом, необходимо отметить, что для современного человека важен не только физический, но и психологический комфорт, связанный с такими нематериальными потребностями как самовыражение, индивидуальность или чувство собственного достоинства. При этом существует необходимость в признании, хотя бы ближайшим окружением, собственных достижений, пытаясь вызвать у других восхищение или даже зависть. Хоть это и звучит несколько примитивно, но уровень достижений проще всего воспринимается и измеряется материальными вещами. Поэтому всякий раз, при выборе одежды, гаджетов, автомобиля или ресторана, важнейшим критерием является далеко не рациональность, взвешенность и степень полезности. Такой выбор скорее продиктован модой, репутацией продукта, культурой, мировоззрением или социумом.
И все же почему нам не все равно, какой из огромного множества предложенных на рынке мобильных телефонов будет в кармане? Как одним производителям удается добиться высот, а другим суждено исчезнуть, сделав лишь несколько шагов, учитывая при этом и тот факт, что потребитель, как правило, не разбирается профессионально в том, на что тратит деньги?
Например, далеко не каждая дама, покупающая косметику, является профессиональным визажистом, и уж точно не знает о ее химических свойствах или способе производства, сколько в ней содержится полезных и вредных веществ. И если не было бы определенных "подсказок" в виде торговой марки или привлекательного дизайна, придающих уверенность в правильности выбора, нам бы пришлось пользоваться "методом тыка" без каких-либо "гарантий качества".
Так как же поступить, когда нужны аргументы, чтобы заставить покупателя принять "правильное" решение? Эту и многие другие задачи производителю помогают решать дизайнеры - специалисты, привлекаемые для воздействия на восприятие человека. Удивительно, насколько весомым аргументом является внешнее оформление товара или представление услуги.
Можно смело утверждать, что без помощи дизайнера любое новое предложение на рынке обречено на неудачу. Таким образом, можно утверждать, что ни одна уважающая себя компания не может обойтись без значительного вклада дизайнеров, задачей которых является убедить потребителя в необходимости приобрести продукт именно этой компании, создавая наилучшее зрительное представление о товаре, демонстрирующее полезность, функциональность и иные лучшие качества товара или услуги.
Может некоторые считают такую деятельность "зомбированием", обвиняя корпорации в алчности и желании навязать свою продукцию, но такие обвинения, по меньшей мере, несправедливы. Дизайн по своей сути не может быть "нечестным", несмотря на то, что его главной задачей является увеличение популярности и благополучия компании или организации.
Дизайнер не только делает нашу жизнь красивой, с его помощью она становится более комфортной и насыщенной, поэтому его труд ценится и оплачивается не меньше труда технолога или инженера. Хороший дизайнер не просто умеет пользоваться определенным набором инструментов. Он создает потребность, формирует культуру, образ жизни и даже культ бренда.
Широко распространено мнение, что дизайн - это вид искусства, хоть и не все с этим согласны. Даже специалисты данной области не всегда могут объяснить, что же из себя представляет творчество, имеющее прямое коммерческое назначение.
Так в 1974 г. в своем интервью американский дизайнер Милтон Глейзер (Milton Glaser), создатель журнала "New York Magazine", автор постера с изображением Боба Дилана и знаменитого логотипа "I Love New York", разработанного в 1970-х годах в ходе рекламной кампании по развитию туризма в Нью-Йорке и ставшего предметом подражания для многих лозунгов в разных сферах деятельности, заявил, что в отличие от дизайна, который должен передавать определенную информацию, "важнейшей функцией" искусства является "интенсификация восприятия реальности".
Логотип Милтона Глейзера "I Love New York"
Конечно же, он допускал возможность того, что иногда эти функции могут совпадать, например, в витражных окнах средневековья удачно сочетается функциональность и оригинальность изобразительного решения, но в то же время он придерживался мнения, что в современном мире они, как правило, различны. Логотип Милтона Глейзера "I Love New York"
Британский дизайнер Джон Онолан (John O’Nolan) в статье для Web Designer’s Depot также выделил пять аксиом, по его мнению, отличающих искусство от дизайна, которые звучат так:
- Искусство вдохновляет. Дизайн мотивирует.
- Искусство интерпретируют. Дизайн понимают.
- Искусство - это вкус. Дизайн - это мнение.
- Искусство - это талант. Дизайн - это мастерство.
- Искусство каждому передает разную информацию. Дизайн всем передает ту же информацию.
Д. Онолан заявляет, что, скорее всего, самым фундаментальным отличием между искусством и дизайном является задача, которую они решают, при этом он отмечает, что обычно процесс создания произведения искусства начинается с пустого холста или чистого листа. Он считает, что "произведение искусства возникает из взглядов, мнения или чувства художника, художники создают искусство, что бы поделиться своими чувствами с другими, позволить людям сблизиться с ним, учиться у него или найти в нем вдохновение".
Дизайнеры же, в отличие, "всегда имеют определенную стартовую позицию" - цель работы, которой всегда является "мотивирование аудитории на совершение определенных действий: купить товар, воспользоваться услугой, посетить какое либо место, узнать какую либо информацию". Однако нельзя не согласиться с тем, что многие произведения искусства были созданы при выполнении конкретных заказов, при этом многие дизайнеры, получившие задание, могут долго искать вдохновения для его выполнения.
При этом, ни в одном, ни в другом случае заказчик не может себе четко представить, каким должен быть конечный результат, иначе, зачем ему было бы привлекать подобных специалистов. Знаменитый дизайнер и архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry) так описал свою работу: "К каждому проекту я отношусь с осторожностью, словно он является для меня первым. Я начинаю работу, не зная - куда иду. Если бы я знал, куда иду, то не занимался бы этой работой. Если бы я мог предсказать или планировать, я отказался бы от этого".
Из аксиомы "Искусство интерпретируют. Дизайн понимают" следует, что дизайн должен давать некие правила для понимания информации, которую он в себе несет, и если дизайн можно интерпретировать, то он не выполняет своей задачи. Однако вряд ли можно завоевать внимание своего "поклонника", если быть простым, прямолинейным и незатейливым. И если дизайн - это прямое указание на совершение определенного действия, почему бы это указание просто не записать? Но оказывается, что самой эффективной коммуникацией является та, которая передается через интерпретацию в зависимости от культурных, социально-экономических и многих других аспектов, поэтому каждый человек может понять ее по-своему.
Аксиома "Искусство - это вкус. Дизайн - это мнение" скорее запутывает, чем проводит четкую черту между искусством и дизайном. Из нее еще сложнее понять, чем одно отличается от другого, поскольку такое понятие как вкус, в повседневной жизни скорее относится к стилю одежды, дизайну интерьера или автомобиля, а мнение формируется на основании определенного багажа знаний и опыта, причем с уровнем образования и культуры привычней связывать картины или скульптуры, хотя и искусство и дизайн направлены на решение тех задач, продиктованных происходящими в обществе процессами.
Рассуждая о том, что является талантом, а что мастерством, Д. Онолан говорит: "истинная ценность художника в его таланте (или врожденной способности) хороший художник, безусловно, обладает мастерством, но художественное мастерство без таланта - бесполезно".
Дизайн, в отличие от искусства: "это мастерство, которому можно научиться". Однако это мнение не имеет никакого логического обоснования, поскольку для того, чтобы стать хорошим дизайнером, необходимо быть хорошим художником, поскольку требования к дизайну такие же высокие, как требования к искусству. Практически невозможно провести черту между ними не только по качеству выполнения работы или непосредственно применению в повседневной жизни, но и по всеобщему признанию, ведь главным судьей мастера, определяющим стоимость его работы, является общество.
В качестве примера промышленного дизайна, являющегося результатом творчества его автора, можно привести монитор с плоским экраном для iMac, внешний вид которого разработал Джонатан Айв (Jonathan Ive), нашедший вдохновение в подсолнухах, которые возле своего дома выращивала жена Стива Джобса (Steve Jobs). Монитор - подсолнух для iMac
Монитор - подсолнух для iMac
Как сказал один из самых влиятельных дизайнеров середины ХХ столетия Чарлз Имз (Charles Eames) "дизайн - это выражение цели. В дальнейшем (если будет достаточно хорош) он сможет оцениваться как искусство". Художники никогда не видели границ между искусством и дизайном, между "свободным" и "прикладным" творением, и всегда были одержимы идеей поднять промышленный дизайн на уровень искусства. Такие художники, как Френк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), Чарлз и Рэй Имзы, Исаму Ногути (Isamu Noguchi), Френк Гери и другие, дистанцировались от дизайна, основанного на функциональности и искусственно навязанной товаризации. Они создавали уникальные художественные объекты насыщенные эстетической чувственностью.
Из сказанного можно сделать вывод, что и искусство, и дизайн является творческим результатом, оцениваемым по одним и тем же критериям. Основной разницей, пожалуй, является непосредственное прямое отношение дизайна к промышленности и коммерции, которые в свою очередь и диктуют правила дизайнеру, поскольку бизнес в этом плане преследует следующие цели:
- Обеспечение соответствия продукции требованиям разных сегментов рынка: небольшие изменения внешности некоторых товаров (например, часов) могут сделать их более подходящими для различных возрастных, культурных и социальных групп, хотя основная функция часов остается той же;
- Компании стремятся создать свою рыночную нишу, предлагая дизайнерские разработки своей продукции, выделяющие ее среди других;
Красная подошва - исключительная черта обуви Christian Louboutin
- укрепление позиции брендов: творческие разработки часто сочетаются с товарными знаками для повышения ценности бренда компании.
Многие компании успешно создали или провели ребрендинг для изменения своего имиджа, делая особый акцент на дизайне продукции.
Почему при использовании одних и тех же материалов. одни продукты стоят довольно недорого, а другие же становятся объектов мечтаний и способны принести всемирное признание и колоссальную прибыль? Помимо того, неграмотное внешнее оформление может погубить даже самую качественную и полезную для человека новинку. Дизайн обложки и упаковки самого продукта или его реклама убеждает человека в том, что его жизнь без этой покупки будет неполноценной. А чтобы это произошло, дизайнеру требуется время, целостное видение продукта и некоторая свобода идей, чтобы создать такую концепцию, которая позволит проникнуть в центр мозга или сердца потребителя.
Развитые способности к творческому мышлению и умение грамотно строить процесс - основа дизайнерской профессии. Творческие люди умеют эффективно оперировать противоречивой и неоднозначной информацией. Они тонко чувствуют процессы, происходящие в обществе, и его потребности, при этом дарят ему новые направления и интересные идеи, стимулируя творческое развитие и зрелость человека. Без хорошего дизайна ни один производитель не смог бы продержаться на рынке, и вообще вряд ли ему удалось бы туда попасть.
Успешные дизайн-проекты проникают в эмоции, чувства и мысли потребителя, в суть материалов и современных технологий. Одновременно грамотный дизайнер всегда ориентируется на социальные и экономические перемены в обществе, улавливает тенденции и старается спрогнозировать будущее. Таким образом, дизайн определяет конечную стоимость любого предложения и масштабы его успеха.