Фундаментальное правило бизнеса гласит: «Хочешь быть первым - обойди конкурента».

Ведущие менеджеры бизнеса разных стран утверждают, что для того, чтобы создать сильную конкурентоспособную компанию, имеющую устойчивое развитие, нужно выбрать правильную стратегию управления бизнесом. Можно привести слова Билла Гейтса, который утверждает, что для того «чтобы выйти на рынок первыми, Вы должны двигаться быстро, иначе пропадете. Помните, что клиентам нужны товары высокого качества, по низким ценам и немедленно…» (1).

Что такое управление бизнесом? Управление бизнесом – это выбор шагов, определяющих характер и направление деятельности организации, направленных на достижение максимального результата в условиях рыночной конкуренции. Помните, что даже на относительно стабильных рынках ваши конкурентные преимущества непостоянны. Шансы, что конкурентные преимущества у вас сохранятся в неизменности длительное время, быстро тают. Их устойчивость теперь больше, чем когда-либо, зависит от факторов, находящихся вне вашего контроля. Всегда существует опасность, что ваши конкуренты окажутся впереди вас, еще до того, как вы узнаете об этом.

Чтобы стать лидером рынка, необходимо ставить перед собой, по словам автора книг и консультанта по вопросам управления бизнесом Джин Коллинз, «большие мохнатые дерзкие цели». Нельзя ограничиваться учетом прошлого или нынешнего состояния рынка. Необходимо предугадывать, в каком направлении рынок будет двигаться дальше, и каким образом следует строить свой бизнес, чтобы учесть изменения конъюнктуры рынка в ближайшей и долгосрочной перспективе. Конкурентное преимущество сильной компании состоит в том, чтобы предложить комплексный товар или услугу в любом объеме – от единицы продукции по индивидуальному заказу до максимального объема, 365 дней в году, семь дней в неделю и двадцать четыре часа в сутки.

Известно, что доходность бизнеса зависит от выпуска конкурентоспособной продукции, производства более качественных товаров и услуг. Этого можно достичь только при использовании новых изобретений в выпускаемом продукте. Но прежде чем, как приступить к патентованию выбранного технического решения, необходимо изучить всю доступную информацию, чтобы определить тенденции развития данного вида техники, а также убедиться в том, что разрабатываемый продукт не подпадает под действие патентов третьих лиц.

Вместе с тем необходимо принять меры для защиты собственного продукта, обеспечив его охрану путем патентования.

Для этого нужно иметь разработанную стратегию патентования и четкое понимание тех рисков, которые подстерегают заявителя на тернистом пути создания нового продукта.

Патентовать, чтобы быть первым

Одним из важных элементов управления бизнесом в условиях конкуренции является выполнение следующего условия: «Патентуй, или опоздаешь». Для этого необходимо разработать стратегию патентования объектов интеллектуальной собственности (далее – объектов ИС) и реализовать ее на практике.  

Целью патентования всегда являлось создание устойчивого положения выпускаемого продукта на избранном сегменте рынка товаров и услуг. Однако само по себе патентование не может быть самоцелью. Важным является правильное использование полученного патента в стратегических интересах развития бизнеса.

Вот что сообщают об успешной стратегии патентования зарубежные аналитики Майк Фридман и Бенджамин Трегоу: «Мы работали с одной компанией, занимающейся электроникой, которая первой в 60-х годах разработала радиопейджер. Тогда это был технологический прорыв. В конце концов, компания все-таки запуталась в вопросах стратегии собственного развития, поскольку оказалась неспособна определить, где она сможет применить свое изобретение. Такие компании, как «Motorola» или «Soni» думали не долго: они перехватили технологическое лидерство у этой небольшой фирмы и удачно воспользовались изобретением» (2).  

Как правило, обладание правами ИС, к которым относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, торговые марки, компьютерные программы, ноу-хау и другие результаты интеллектуального труда, предусматривают несколько возможностей их реализации для получения дохода.

Патентное право, которое распространяется на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, торговые марки, обеспечивает монопольное право на их использование на территории Украины, либо любой другой страны при условии патентования в выбранной стране. Патентное право носит запретительный характер, т.е. предоставляет своему владельцу право запрещать третьим лицам использование запатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца, либо зарегистрированной торговой марки. И, соответственно, разрешать использование указанных объектов ИС на договорных началах.

Компьютерные программы, ноу-хау и другие объекты, которые защищаются авторским правом, также являются объектами ИС, согласно ст. 41 Закона Украины «О собственности» (3), и могут быть использованы как в собственном производстве, так и для продажи третьим лицам.

Во всем мире изобретения и ноу-хау расцениваются как товар, который можно передать или продать заинтересованной стороне. Эти процедуры осуществляются на основе лицензии, в которой предусматриваются все аспекты и условия передачи технической документации или прав по патенту.

Использование изобретения в собственном производстве позволяет обеспечить уникальные потребительские качества товара и установить на него более высокую цену, а заодно защитить свой сектор рынка от конкурентов. Однако такая

стратегия коммерческой реализации изобретений в основном пригодна для предприятий и организаций, которые имеют значительные производственные мощности, соразмерные с емкостью рынка данного товара. Поэтому крупные компании-монополисты, которые стремятся ограничить конкуренцию на своем сегменте рынка, как правило, не продают лицензии на изготовление продукции, выпуском которой занимаются сами. Например, шведская компания «Alfa Laval», которая специализируется в области машиностроения для пищевой промышленности, практически не занимается продажей лицензий. Безусловно, и отдельные украинские производители, в первую очередь те, которые относятся к ВПК, не заинтересованы в распространении известных им технологий, и стремятся сохранить приоритетные позиции на рынке своей продукции.

В то же время передача прав на объекты ИС и продажа лицензий привлекательна для предприятий и организаций с небольшими производственными мощностями, которые занимаются разработкой инновационной продукции. При этом патентообладатель, как правило, стремится к реализации своего изобретения на рынке лицензий, если предполагаемой доход от продажи лицензии будет выше, чем при использовании данного изобретения в собственном производстве.

Зачем менеджеру патент на изобретение

Успешные менеджеры бизнеса, как в нашей стране, так и за рубежом, активно используют имеющиеся в их распоряжении объекты ИС для увеличения личной доли в активах акционерного общества путем увеличения его уставного фонда. При этом в качестве вклада вносятся патенты на объекты ИС, принадлежащие учредителям, что позволяет определить их долевое участие в уставном фонде общества и, соответственно, их долю в распределении дивидендов.

Существуют и иные возможности использования объектов ИС для управления бизнесом.

Например, на одном из ведущих украинских предприятий, ныне зарегистрированном как публичное акционерное общество, работал коллектив изобретателей, возглавляемый директором этого предприятия. В результате их творческих усилий было создано изобретение, патент на которое, с согласия коллектива соавторов-изобретателей, был выдан на имя директора, который стал патентообладателем указанного патента. Изобретение оказалось коммерчески успешным. Разработанная на его основе продукция имела большой спрос. Акционерное общество приобрело у патентообладателя лицензию на использование изобретения и приступило к серийному выпуску продукции, приносящей высокий доход. Все авторы получили адекватное денежное вознаграждение, а директор – контроль над акционерным обществом без дополнительных затрат на приобретение контрольного пакета акций.

Описанная ситуация показывает, что владение объектом ИС в современных условиях позволяет взять под контроль значительные производственные активы на достаточно длительное время, поскольку срок действия патента Украины на изобретение, при условии его ежегодного поддержания, составляет 20 лет. При этом, если изобретение кардинально повлияло на технологический процесс, а переоборудование производства, особенно в нынешних условиях, представляет собой трудоемкую задачу и сопряжено с большими капиталовложениями, то использование указанного патента может обеспечить контроль над работающим бизнесом и приносить доход патентообладателю достаточно длительное время.

Другим путем коммерциализации объектов ИС, в интересах управления бизнесом, является постановка их на баланс предприятия, что позволяет на законных основаниях достичь оптимизации налогообложения.

Еще одним путем использования объектов ИС, с целью управления бизнесом и увеличения объема продаж, является обеспечение конкурентоспособности собственной продукции на внешнем рынке, в частности рынке ЕС. В этом случае, при выходе предприятия на внешний рынок, требуется осуществить зарубежное патентование объектов ИС, которые обеспечат конкурентное преимущество импортируемому товару. Принятие решения о зарубежном патентовании нельзя откладывать в долгий ящик. Несмотря на годичный срок, предоставленный заявителю в связи с конвенционным приоритетом для патентования в других странах, практика показывает, что заявителю, как правило, не хватает времени, чтобы своевременно осуществить выбор стран для дальнейшего патентования своего изобретения, и он спохватывается в последнюю минуту, пытаясь успеть на уходящий поезд, неся при этом дополнительные затраты, либо теряя приоритет своего изобретения. Следует помнить, что по истечению 12 месяцев с даты подачи заявки, независимо от того, была ли проведена квалификационная экспертиза (экспертиза по существу) или нет, его право на подачу заявки в другую страну с первоначально присвоенным приоритетом теряется. Правильно продуманная заявителем стратегия дальнейшего продвижения патента позволяет наиболее полно и эффективно достичь целей, связанных с защитой выбранного объекта патентования, как в стране первичной подачи заявки, так и за рубежом.

ВЫВОДЫ

Разработка стратегии патентования является составляющим элементом планирования и управления бизнесом и позволяет не только повысить доходность бизнеса, но и сократить затраты на его функционирование.

Нельзя забывать, что в условиях рыночной экономики конкуренты не стоят на месте. Лучшие компании непрерывно совершенствуют свою систему управления бизнесом, патентуя все выпускаемые продукты и технологические процессы, и делают это ежедневно. Поэтому, если перед вами стоит задача – развития и повышение эффективности собственного бизнеса, одним из важных инструментов ее решения является разработка стратегии патентования объектов ИС.

Источники информации:
  1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли, М., Изд-во Эксмо, 2003, 480 с.
  2. Фридман М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства: Новый подход к корпоративному управлению, М., ФАИР-ПРЕСС, 2004, 272 с.
  3. Закон Украины «О собственности» от 07.02.1991 № 697-XII 21.10.2016г.